У двух национальных меньшинств Армении имеются
серьезные
разногласия в вопросах национальной идентичности. 11 марта их лидеры
созвали
пресс-конференции и обвинили друг друга в искажении действительности.
Проживающие в Армении 40 000 езидов и около 1500
курдов
начали борьбу: курды утверждают, что они являются одной, разделенной
верами
нацией, на что езиды сильно обиделись и обратились в суд «за оскорбление
достоинства
езидов».
Езиды утверждают, что на самом деле в Армении
курдов не
осталось, все они в 1988 году вместе с 150 000 азербайджанцев покинули
страну.
«А те, кто себя называют курдами, на самом деле окурдившиеся езиды», —
сказал
председатель Союза езидов Азиз Тамоян, по словам которого все это
является
следствием борьбы за руководящие посты общины.
Представитель курдской общины в Армении Алихане
Мамен в свою
очередь убежден, что «нации езиды нет, на самом деле, все они курды».
«Тот же
Азиз Тамоян является курдом – кем он был до 1989 года?», — сказал он. По
словам
редактора курдской газеты Манена, по официальным данным переписи
населения в
1989 году, в Армении проживали 42 000 курдов, а уже по данным 2001 года
все эти
42 000 переименовались в езидов, и курдами зарегистрировались лишь 1500
человек.
Тамоян предупреждает армян остерегаться курдов и
окурдившихся езидов, поскольку они обслуживают интересы курдов и опасны.
Члены союза езидов утверждают, что у курдов
«большие
аппетиты»: «Послушать их, так половина Армении является курдской землей,
Западная Армения тоже, и Карабах был частью их Красного Курдистана, и в
их
перспективные цели входит возвращение этих земель».
«Если граница откроется, то половина проживающих в
Турции 20
млн. курдов заполнят Армению – вы представляете, что это будет? Они
задушат эту
маленькую нацию», — заявил езид Азиз Тамоян.
Зверства, совершенные азербайджанской диверсионной группой 18 июня,
когда были убиты 4 армянских солдата, председатель Всемирного союза
езидов Азиз Тамоян охарактеризовал как бесчеловечный поступок. «Они
турки, из того же геноцидного племени, которые продолжают резать и
убивать. Смерть армянских солдат большая трагедия, и езидский народ
преклоняет колена перед их могилами», - сказал он.
Делая экскурс в
историю, Азиз Тамоян напоминает, что после распада СССР, по примеру
около 20 государств, независимость получил и Карабах. «Это армянская
земля, где есть множество святынь. Азербайджанский руководитель все это
делает ради себя, ради своего кресла, он не думает о своем народе».
Подчеркнув,
что 500 езидов под его командованием участвовали в Карабахской войне,
Тамоян заверил, что насчитывающая 60000 жителей езидская община - друг
армянская народа и готова оказать поддержку. «Мы всегда были и находимся
рядом с братьями-армянами. Езиды с вами! Пусть Алиев-младший знает, что
если снова начнется война, езиды встанут рядом с армянами и будут
бороться за справедливость».
01 июля 2010 года состоялась встреча губернатора
Дохука Тамир Рамадана с представителями езидских студенческих союзов. На
встрече обсуждались ряд вопросов относительно обучения и дальнейщих
преспектив молодых специалистов.
Губернатор в свою очередь заверил гостей в приложении
всех усилий для
поддержки программ, направленных в помощь студентам.
*Существует множество езидских праздников, которые езидами Армении и
Грузии забыты, например: Шавбарат, Чле Хавине и т.д. Но также у
езидов Армении и Грузии есть местные праздники, такие как Клоч и Мазал.
Некоторые из забытых праздников мы все же дали в таблице, и они
отмечены звездочкой. В основном езидские праздники высчитываются по
юлианскому календарю, т.е. по старому стилю.
Посвящается памяти моего отца - ДАВРЕШЕ САРДАРА, погибшего в Великую Отечественную войну.
Каждый раз, когда я иду куда-то, моя дочурка Зара спрашивает меня:
- Папа, когда вернешься?
И каждый раз этот вопрос напоминает мне об одной грустной истории, случившейся очень давно, но которая осталась в памяти во всех подробностях, как будто это случилось вчера.
… Шел 1941 год. (Конечно, я узнал об этом много лет спустя). Было лето, и стояла невыносимая жара. Во дворе районного военкомата было полно народа.
Шихади вознесся из Шама, Подобно соколу с бубенчиком. Место Господа Шихади – в сердцах!
Господь Шихади (Шейх Ади сын Мусафара ибн Исмаила) явил себя в селе Байт ал-фар в области Баальбек (современный Ливан), что в исторической Сирии.По преданию, его отец Мусафар однажды отправился в рощу и там услышал голос, который дал ему наставления. Голос наказывал, чтобы он по возвращении домой, после определенного времени, разделил ложе со своей женой. После этого она подарит ему наследника, который прославит его имя. С юношеского возраста Шихади много путешествовал.
Ezî Ezdanim, ezî Madîme, Ser rê û rizmê Şêxê Adîme, Ezî miletê Şemsê Qemerim, Êzdîme, êzdî, kuda ez herim! Wekî e’taba serê min çê kin, Wekî sax bi sax dest-pê min jê kin, Dil û cegera min bînin xarê, T’ucar dînê xwe nadim dîndarê! Ezê bêjim, ezî êzdîme, Bê lek’e, xumam cawê sipîme, Êzdîme, êzdî, hê h’emla dê da, Nixteke xalis darê dinê da!
Xûna me zelal wek hêsra çe’va, Temiz wek ruh’ê dergûşa sava, Xûna me t’evî tu xûna nabe, Wekî mîlîona dijmin me rabe! Wana pêşiyê me dizêrandin, Mirî qebrê da nedisitrandin, Digotin: "Qir ke, nekişîne minetê, Êzdiya bikujî, - tuyê herî cinetê!"
Как неоднократно было сказано, езидские поселения в Армении появляются в начале XIX века. Взятие русскими Эриванского ханства, по нe раз упомянутым причинам, обусловило переселение езидов в эти края.Впервые они оседают у подножия горы Алагяз в Апаране. Здесь до них были селения курдов-мусульман и азербайджанцев, которые покинули эти места и перебрались в Азербайджан, а часть перешла в Турцию.
С середины июля вновь начали заявлять о себе как о значительном
региональном факторе езиды Ирака. Примечательно, что еще год-два назад
об их требованиях учесть при составлении новой иракской конституции и
административно-территориальном делении Ирака особое государственное
образование "Ездистан” вызывало по меньшей мере недоверие. Но сейчас, в
особенности после длительного вояжа по столицам ряда западных государств
высшего духовного лидера езидов (мир) Тахсин-Саида Али-бека, в ходе
которого его принимали и в Ватикане, и в Госдепе США, многое, о чем
сегодня вслух говорят езиды как в Ираке, так и, видимо, в других
езидских общинах, кажется вполне правдоподобным.
Группа езидской интеллигенции обратилась к президенту США Бараку Обаме с просьбой заставить Турцию признать геноцид курдов-езидов во время Первой мировой войны. Об этом сообщает агентство «Асвад аль-Ирак». В обращении говорится, что в эпоху власти младотурков езидов обвинили в поддержке армян, и уничтожали вместе с ними, так что было убито более миллиона езидов.
Сегодня пост про езидов и их суровые нравы. Езиды – наиболее уязвимая
часть иракского населения, так как они пытаются вести автономный образ
жизни. Местные власти не обращают на них внимания, американские военным
они тоже не интересны, зато они интересны мусульманам, которые считают
их дьяволопоклонниками...