22 июня, в Ярославле, скончался известный курдский певец, исполнитель народных песен, Мамоэ Сло. Это невосполнимая утрата для курдского искусства и культуры.
Увы, зачастую мы начинаем по-настоящему ценить таких ярких людей только после их смерти. У певца Мамоэ Сло был воистину Божий дар. Известный курдский певец, Решидэ Басо, говорил о нём: «Сама Хатуна Ферхан (покровительница искусства в езидской религии, - ред.) одарила ему даром пения».
НПО изучают проблемы Синджара и его жителей В регионе по-прежнему острая нехватка товаров первой необходимости, такие как чистая вода и электричество...
Проживающие в Армении езиды -
солнцепоклонники направили президенту Армении жалобу с просьбой помочь
разрешить многолетний конфликт с местными курдами-мусульманами. Как
сообщили в аппарате президента Армении, обращение езидов находится в
процессе рассмотрения. Об этом Vesti.Az сообщает со ссылкой на Armenia
Today.
На протяжении нескольких лет езиды пытаются сломать сложившиеся в мире
стереотипы о происхождении езидов и курдов. Этот спор привел к
межэтническим конфликтам в среде езидов и курдов, проживающих в Армении.
Езиды утверждают, что почти во всех существующих источниках отмечается,
что езиды – это те же самые курды по национальности, но иной веры. Да и
сами курды не принимают иного мнения о своей этнической принадлежности.
В связи с этим глобальное движение с требованием уважить национальную
принадлежность езидов и не идентифицировать их как курдов-мусульман
инициировал председатель Езидского национального союза Армении, шейх
Азиз Тамоян. В устоявшемся в обществе ошибочном мнении, что езидизм –
только религия, а не этногруппа, езиды также обвиняют курдов.
«Езиды родом из древней Индии, точнее из Бомбея (сегодняшнего Мумбаи), а
курды – народ, сформировавшийся в Передней (Западной) Азии», – говорит
Тамоян. Он утверждает, что мировому сообществу необходимо пересмотреть
исторические свидетельства о езидах. Езиды – солнцепоклонники, и
поклоняются божеству Малаки-Тавуз (в виде павлина). Их религия
называется не езидизм, а Шарфаддинэ. И как это принято в Индии, езиды
также разделены на касты, во главе с шейхами, пирерами и мридами.
«Представьте: под общим борщом, именуемым «кавказец», путают армян,
грузин, осетин и представителей других народов. Вот и с нами что-то
подобное происходит. Кроме этого, нас ошибочно причисляют к приверженцам
зороастризма, тогда как Заратустра был проповедником-персом, и ничего
общего не имел с езидами – одними из индийских народностей. Курды же
сформировались в 10-12 вв., они мусульмане и посему не могут быть
причислены к одной этнической группе с езидами», – заявляет Тамоян.
Если просьба езидов не будет удовлетворена ответом аппарата президента
Армении, то они обещают более масштабными мероприятиями. Тамоян
отмечает, что езиды пришли в современную Армению в начале XX века (в
основном это те, кто спасся от рук янычар в Османской Турции).
Езидов в Армении насчитывается 40 622 человека, а курдов, по утверждению
Тамояна – 1500. Поводом для возмущения езидов стало и то, что в разных
армянских селах, населенных езидами, курды принуждают их учить курдский
язык, и в учебниках отмечают, что все они курды, а не езиды. До
обращения к президенту Армении председатель Езидского национального
союза Армении обращался с аналогичным требованием не причислять езидов к
этнической группе курдов и в правительство Армении. Тогда они требовали
разработать правовой документ, согласно которому публикации в прессе,
вносящие путаницу в их этническое происхождение, будут преследуемы по
закону. В правительстве Армении обещали рассмотреть этот вопрос, однако
так и не выполнили данного слова, отмечает Тамоян.
Сегодня утром 05 августа 2010 года состоялось торжественное открытие
фестиваля культуры Лалиша курдским национальным гимном, на котором
присутствовали ряд высокопоставленных чиновников, такие как Фалак эд-Дин
Какаи (министр культуры региональной ...
15 мая 2010 года жители Шангала радушно встретили
«Тавус Шейха Ади», праздник в честь одного из самых главных святых в
езидской религии. В канун праздников Прихода Тавуса, каждый из которых
кавалы считают очень важным, люди произносят религиозные речи и молитвы.
Отличительной чертой праздника Прихода Тавуса
среди других религиозных
праздников является то, что все люди облачены в белые одежды, словно
павлины, а те, кто стоит во главе, играют важную роль в примирении
враждующих кланов.
Какими бы ни были мотивы раздоров, с наступлением в Шангале праздника
Прихода Тавуса все утихает. Именно поэтому, езиды называют этот день
Днем мира.
Курд следователь спросил Хамо: "Каков Ваш язык?” Когда Хамо ответил, " Эзидский", то следователь допроса ответил, " у эзидов нет никакого языка! Эзиды говорят на курдском языке.” Хамо сказал, что он ответил военному - "Даже если Вы убиваете меня сто раз, я не скажу, что я курд.”
в своей резиденции в Салахэддине президент
Курдистана Масуд Барзани тепло принял мира (верховного лидера) езидов
Тахсин-бека, вернувшегося из Германии, где он проходил лечение.
Президент Курдистана высказал свою радость в связи с возвращением мира
езидов в Курдистан и пожелал ему крепкого здоровья. На встрече было
обсуждено положение курдов-езидов. При этом президент Курдистана
подчеркнул, что курды-езиды являются основой курдского народа. Президент
Курдистана заверил собеседника, что окажет полную поддержку
курдам-езидам с тем, чтобы они достигли своих естественных прав.
фициальный представитель Министерствао
вакуфов и по делам религии Мариван Накшбанди сказал, что КРГ утвердило 4
из 7 езидских праздников как официальные праздники Курдистанского
региона. Он добавил, что езиды потребовали рассмотреть вопрос также
об официальном праздновании езидского Нового года. Со своей стороны,
генеральный директор министерства по езидскми вопросам Г-н Хаири Бозан
говорит, что четыре праздника - это езидский Новый год, Джама, летнее
пиршество Арбаения и пост айда Эзди.
Христиане были в Ираке в течение 2 000 лет, но так многие теперь сбежали из-за нападений Исламскими экстремистами, что их сообщества исчезают. С другими верами, также стоящими перед исчезновением, характер страны мог измениться навсегда.
Это было ребяческим, но я не мог заделать проблему салата, пузырящуюся в моем уме.
Я брал интервью у Шейха Ромовой бабы, который, в древней религии Yazidis, считает разряд эквивалентным тому из Папы римского. В то время как я зубрил, я столкнулся с интригующим предположением, что Yazidis запрещают съесть салат.