Боже,дайте Ваше
благословение
семидесяти двум народам,
Дайте это восемнадцати тысячам существ,
И затем дайте также езидам.
Основной принцип езидов: «Езидом не становятся-Езидом рождаются». Езидский народ прошёл
суровый путь в истории человечества, начиная с Шумерских времён,
заканчивая приходом Христианства и Ислама.
Но езиды всегда
верили в Единого Бога и его наместника Таус Малака - создателя Вселенной
и Семи его ангелов, во главе с Шихади, которые правят 7 (семью мирами).
На протяжении многотысячной истории предводителями езидов были
представители духовного мира – Шехи и Пиры во главе с семьей Халифатов в
Святом Лалеше.
По Писанию езидского вероисповедания и в
молитвах даётся чёткое и ясное объяснение о том, что вера Шарфадин - это
изначальная вера человечества, которая дошла до наших дней благодаря
народу Таус Малака- создателя Семи святых ангелов во главе с Шихади,
которые правят как на небесах, так и на земле. Шихади и Семь его ангелов
по веленью Таус Малака спустились на место святого Лалеша и сотворили
там храм, что послужило началом сотворения неба, земли, всего живого и
не живого. По Божьим канонам, передалась душа и был сотворён Адам.
Согласно веры Шарфадин Адам - последний Божий Ангел, всё остальное
человечество считается его потомками.
В езидских религиозных преданиях упоминается образ петуха (dîk). В
центре многих традиций мифологический образ петуха связан с солнцем. Так
петух является символическим животным во Франции, этот символ
заимствован из древнекельтской культуры галлов. В 18 главе
"Videvdat"(9),одной из священных книг зороастризма под собирательным
именем "Avesta", посвящены хвалебные стихи петуху, как противнику
отрицательного духа лени.Образ петуха в большинстве преданий связан с
божествами зари и тесно связан с солнцем, следовательно, с небесным
огнем.......
Я по национальности езид, религия езидизм.
Езиды и езидизм до сих пор остаются загадкой по своему происхождению и
основам вероучения.
Езидизм резко отличается от других религий не только тем, что религия и
народ носят одно и то же название, но и количеством божеств, которых
езиды почитают. Почитание одновременно и единного Бога, и общеизвестных
трёх основных божеств пантеона семи божеств делают езидизм совершенно
самостоятельной, особой и неповторимой религией.
Исторической родиной езидов считается север Междуречья, т. е. север
современного Ирака - районы губернаторства Ниневия (Мосул), Эрбиля,
Духока, Захо. Основная масса езидов проживает в горных районах Синджара и
не далеко от Мосула в деревнях. Вмалом количестве езиды проживают в
Сирии, Турции и Иране. Из-за репрессивных мер властей по отношению к
езидам они были вынужденны эмигрировать из этих мусульманских стран в
бывший СССР и страны Европы и поселиться среди христиан.
Как известно, эпоха Османской империи славилась своей жестокостьюпо
отношению ко многим народам и религиям. В отношении езидизма она
проявила себя особенно безжалостно и беспощадно, ибо езиды, по мнению
мусульман, не относились к "ахл-уль-китаб", т. е. не были как христиане,
мусульмане, иудеи последователями религиозного учения, в основе
которого лежало признаваемое другими народами священное Писание.
История знает не мало фактов жестокости османцев по отношению к езидам.
Преследование езидов, начавшееся с момента появления и распростронения
ислама и длившееся вплоть до наших дней, нанесло огромный урон езидскому
народу. На этой бесчеловечной арене менялись только исполнители, а
причина преследования оставалась та же - неприятие езидами ислама.
Основными методами, которыми осуществлялись эти преследования, были
погромы, резня, убийства и насилие. Очень часто инициаторами
антиезидских экзекуций являлись курдские высокопаставленные лица.
После неоднократных столкновений с турками часть езидов в середине ХIХ
века, спасаясь от преследований турок и некоторых племён курдов,
состоявших у них на службе, была вынуждена покинуть свои жилища и
эмигрировать в Закавказье, где поселилась в Армении и Грузии.
На этой фотографии армянский национальный герой Генерал Андраник
Озанян (Андраник Паша) вместе с езидом Джангир Ага.Генерал Андраник и
Джанги Ага боролись вместе в 1918-1920 в сражениях против турецкой армии
в ходе турецко-армянской войны, когда турецкая армия вторглась в
недавно приобретенную независимость Демократическую республику Армении.
В главной сражении Баш-Апаран 21 мая 1918 Джангир Ага и его люди
оказали неоценимую помощь и по свидетельством очевидцев отвага езидов
несомненно способствовала победе, которая стала началом перелома.
В течение всей войны, силовое сотрудничество и личные отношения между
генералом Андраник Паша и езидом Джангир Ага были сильны, и их сражения
против турков стали символом вечной дружбы этих двух древних народов.
езиды в Армении были активными участниками сражений не только в
Баш-Aпаране и Сардарапате в 1918, которые открыли новую страницу в
истории этих двух народов.
Они также участвовали и во многих других сражениях в ходе
турецко-армянской войны, к примеру, в сражении за Арцах погибло
тридцать езидов,в этом сражении рядом с мужчинами сражались курдские
женщины, о мужестве которых слагали легенды. Вместе с армянским народом
езиды участвовали в сражениях за Вайк, Горис, Иджеван и Ерасхаван.
До сегодняшнего дня это фотография еще не была представлена в Интернете,
она пожертвована человеком, который путешествовал через курдские
сообщества советской Армении в 80-ых годах.