Езиды – загадочная народность, чудом выжившая после многолетних гонений.
Их считают то курдами, то отдельным древним народом со своим языком и
причудливой религией.
Они почитают Золотого павлина, не вступают в брак с представителями
других народов и сегодня разбросаны по всему миру. В Москве езидов около
30 тысяч. Корреспонденты БГ провели с ними неделю
Езидами рождаются, принять эту веру нельзя. Езидизм – древняя …
Правда - то, что большая часть информации, доступной
в Интернете относительно езиды (Ezidi, Yazidi) люди, вводит в
заблуждение, искаженная, или чистая беллетристика.
Важно понять это от начала, и смотреть на людей езиды и их древнюю традицию новыми глазами.
Этот участок посвящен рассеиванию мифов, исправлению дезинформации, и установить рекорд прямо относительно людей езиды.
Пожалуйста посетите связи справа и изучите ПРАВДУ о людях езиды, их
истории, их традиции, и их продолжающемся трагическом преследовании -
так же как как стать частью решения.
Слово «Месопотамия» буквально означает «Земля между двумя реками»,
«Междуречье». Это плодородная долина между берегами Тигра и Евфрата.
Считается,
и это подтверждают новейшие исследования, что район Междуречья — одно
из тех мест на Земле, которые заселены с глубокой древности, мест, где,
согласно данным официальной науки, возникли самые первые, самые древние
цивилизации из тех, что мы можем обнаружить...
Со времен Средневековья курды – как мусульмане, так и езиды – проживали в
Кавказском регионе. Единичные курдские племена езидов были замечены в
Закавказье в 18 столетии. В 1770-х годах король Грузии Иракли II
предпринял попытку установить диалог с езидами, исп...
На основе
найденных древнейших халдейских манускриптов можно многое рассказать о
Езидизме.
Именно эта тема будет обсуждаться 21 июля 2010 года
на семинаре под
названием «Древнейшие халдейские манускрипты о Езидизме», который
проведет известный исследователь Дауд Мурад Хатари в
городе Башика.
Езиды выбирают имя долго и
основательно, потому что от имени зависит будущая жизнь ребёнка.
Чаше всего ребенку дается имя прославившегося
родственника, предка, вождя, лидера. Имя должно дать владельцу власть,
силу, уверенность, благополучие, состоятельность которого уже достиг
человек прославивший данное имя.
У езидов, так же как и у курдов остальных конфессий, есть
поверье, что для того, чтобы обмануть смерть, ребенку нужно дать имя так
же и из среды другого народа. По этой причине у них встречаются имена
соседствующих с ними народов, у подавляющего числа езидов проживающих и
родившихся на чужбине, большинство из низ имееют по 2 имени, одно имя
которое в быту среди езидов, а второе не этническое считается
официальным по метрике, паспорту и т.д.
Есть так же имена, которые по своему название что
то подразумевают так же как и у других народов, например русское женское
имя Светлана подразумевает свет, яркость, точно так же как и в
грузинском имя Натела, или например имя Роза, подразумевающее не что
иное как цветок, аналогичное имя есть так и у других народов.
Есть так же и запреты на название имени, например
езидам запрещается нарекать своих детей такими именами как Эзид, Шамс,
Лалишь и т.д. всё, что связано со священными элементами в их религии,
так как в быту наказывая детей, словесно можно оскорбить то или иное
название.
Многие тысячелетия и по сей
день, ведутся споры о древнейшем езидском народе. В мире осталось около 2
миллионов представителей этой загадочной нации. Ради сохранения своей
религии езиды подвергались многовековым гонениям и уничтожению, поэтому
«чужих» туда не впускают, отсюда их таинственность и «закрытость» от
внешнего мира. Езиды о себе говорят так: «Езидом невозможно стать – им
можно только родиться». В езидизме не существует понятия зла, эта
религия очень светлая, посвящённая Богу. Но по сегодняшний день
существует много споров: как о религии и просхождении езидского народа
между историками и археологами, так и между курдамии и езидами вечен
спор, о том являются ли езиды этногруппой курдов. Непонятным остаётся
тот факт, почему историки, проводя исследования по выявлению
исторических корней происхождения езидов, не прислушиваются к самым
главным свидетелям езидской истории (которая с древних времён
передавалась из уст в уста, из поколения в поколение), к езидскому
народу. Ведь они самыми первыми заявляют, что они есть отдельной,
самостоятельной нацией и не являются ничьей этногруппой! И это
подтверждается множеством исторических фактов и археологических
исследований....>>>>
В сегодняшней нашей рубрике «Наша гордость», мы расскажем о выдающихся национальных героях - езидах ХХ века, одним из которых является легендарный Джангир Ага из рода Мандаки.
Родился Джангир Ага в селе
Чибухли, губернии Бэгрие, Турция. Будучи еще совсем ребенком, видел
ужасающую резню своего народа, в том же возрасте потерял отца Хатыва
Агае Мьдур, что и побудило его стать одним из лидеров за освобождение
своего народа от Османского ига (намерением которого было полное
уничтожение езидов).
Великий армянский полководец
Андраник Паша в своих воспоминаниях пишет: «Я таких смелых, мужественных
людей, как Джангир Ага не встречал». Нужно уточнить, что Джангир Ага и
Андраник Паша стали героями армянского и езидского народа в восстании
против Османского ига. И это не удивительно, если учесть все то, что
было сделано ими для их народа.
В 1915г. они вместе с
российскими войсками освобождают крепость Кар-с. В 1918г. Джангир Ага со
своими войсками освободил армянских беженцев во время перехода на
другой берег р. Аракс; он также участвовал в Сардарабадской битве за
освобождение г. Сардарабад. Но на этом подвиги национального героя не
закончились. Джангир Ага первым со своим войском начал освобождение Баш
Апаран (Западная Армения), где в основном проживали езиды. Большей
частью нападавшего турецкого войска являлись курды, езиды их называли
«чёрный ром» - (Ромараш).
За проявленную храбрость и мужество, Джангир Ага был награжден Георгиевским крестом.
К сожалению, в 1938г. великого
езидского национального героя коммунистический режим счел врагом, за
что он был репрессирован в г. Саратов, как враг народа.
В 1959г. судебная коллегия СССР оправдала Джангир Ага посмертно.
Но не одним именем славится история езидов!
Слева Джангир Ага, справа Андраник
Паша (с гордостью мы хотим отметить, что оригинал данной фотографии был
подарен нашей организации прямым наследником, внуком Джангир Ага –
Торником Хатояном Фатоевичем.)
Самандэ Али Сябандов
родился в декабре 1909г. в городе Кар-с (Турция), в семье рода Рожки. В
1914г. во время Турецко – Османского захвата семья вынуждена была
бежать в Тбилиси (Грузия). Где Самандэ Али Сябандов получил начальное
образование, после чего окончил сельскохозяйственный институт. В 1928г.
он был направлен в Ленинград для дальнейшего обучения на факультет
востоковедения. В 1932г. Самандэ Али Сябандов возвращается в Армению,
село Сангар, Абаранского района, где работает директором школы. В 1935г.
становится председателем сельского совета города Абаран.
В 1938г. он пополнил ряды
компартии Армении. Во время Великой Отечественной войны в 1941г.
командовал ротой 155-ой дивизии. В последствии стал заместителем
командира части и в этой должности пробыл до 1945г.
Его героизм заключается во многих отважных подвигах.
Участвовал в освобождении
Белоруссии, Польши и захвате Германии. Осенью 1943г. на переходе
Бобруйск- Минск в районе Осиповича, возле деревни Малые Горошки
разворачивается шестичасовая битва, в которой войска под командованием
Самандэ Али Сябандова разбили танковые войска противника, и сотни
фашистских солдат было взято в плен.
За героизм, проявленный во
время Великой Отечественной войны, Самандэ Али Сябандов был награжден
орденом Ленина, медалью Красной звезды, орденом Красного флага 1 и 2
степени. В 1945г. получил звезду Героя Советского Союза и пять медалей
за храбрость.
В 1957г. был выбран депутатом Верховного совета Армении.
Умер Самандэ Али Сябандов в 1998г.
Память о этих героях, прошедших через войны, смерти, тяжёлые испытания
за жизнь своего народа, останутся навсегда в сердцах езидов!
« Спасительной силой в нашем
мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь
соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей
стороне победа» (Д. Голсуорси).
Езидский народ гордится
своими героями - предками, но и в настоящее время есть молодые езидские
люди, которые заслуживают немалого уважения за достижения, которые
являются примером для многих.
Одним из таких молодых людей, представитель вида спорта по классической борьбе, является Амоян Заграб Вазгенович.
Родился Амоян Заграб Вазгенович 16 июля 1978 года, в Армении, в
Ереване. За свои достижения в спорте по классической борьбе вошел в
историю как чемпион Армении, чемпион России. Двукратный чемпион Европы.
Ныне Амоян Заграб Вазгенович является чемпионом России и Европы по
борьбе без правил. На сегодняшний день у него много целей и стремления к
дальнейшим победам! Желаем Удачи!
Амоян Размик Хдрвич,
из рода Мандаки, родился 24 января 1968 года в Армении, в Ереване.
Амоян Размик Хдрвич оставил в истории спорта для своих наследников много
побед и наград: двукратный чемпион Европы, чемпион Мира по
классической борьбе. В 1991 году был президентом спортивного комитета по
классической борьбе в Армении.
Амоян Размик Хдрвич был одним из
самых почитаемых и уважаемых личностей, его знали и уважали не только
езиды, но и представители других национальностей. К сожалению, Амоян
Размик Хдрвич в 1994 году трагически умер в Москве. Те, кто его знали,
на долгие годы сохранят светлую память о нём.
Эта рубрика будет и
дальше пополняться информацией о выдающихся личностях и национальных
героях езидах, которых мы помним и гордимся ими по сей час!
Каждая народность имеет то, чем может гордиться …. Но самым главным достоянием каждой нации – есть её народ! У
езидов есть очень много причин гордиться своей историей, религией,
традициями, но самым главным предметом их гордости, есть НАРОД, который с
гордостью говорит - «Я ЕЗИД».
Среди езидов есть писатели, спортсмены, музыканты, политические деятели и просто уважаемые люди. В
рубрике «Наша гордость», мы будем рассказывать вам об этих людях: их
биографии, целях, планах на будущее. В сегодняшней рубрике речь пойдёт о
молодом поколении езидов, о спортсменах и просто молодых перспективных
парнях, которые своим усердием и целеустремлённостью добились в своих
начинаниях многого:
РАЗГОЯН
КАЧАХ ДАВИДОВИЧ, родился 28.01.1990 года, в Армении, в городе Абовян, в
семье Разгоян Давида (из старейшего рода Рожкани). Сейчас он живёт и
тренируется в Германии. С детства Качах увлекался спортом, но со
временем это увлечение перетекло в серьёзное занятие боксом среди
юношей. В свои 19 лет он имеет звание мастера спорта среди юношей и
многочисленные победы на Европейских соревнованиях.
РАЗГОЯН РОНАЛЬД ТАХИРОВИЧ, родился 1988 года в Армении, в городе
Абовян, сын Тахира Разгояна из старейшего рода Рожкани. На данный момент
он является гражданином Франции, живёт и тренеруется там. Рональд
владеет древним японским искусством рукопашного боя. Является Чемпионом Европы и недавно получил чёрный пояс, с чем его и поздравляем! Мы
гордимся ими и желаем побед в будущих соревнованиях! Они будут идти к
своим целям и имена молодых езидских мужчин будут у всех на устах! Мы в
это верим! Удачи Вам!
Последние
тысячелетие езиды сражались, в прямом смысле этого слова, за сохранение
своей религии. На протяжении 1000 лет, в районах проживания езидов
проходило огромное количество сражений. Одним из самых сильных ударов со
стороны захватчиковнаселение
получило во время арабского вторжения в регион. Ислам принёс езидам
колоссальные страдания. Огнем и мечом их заставляли менять религию.
Арабские завоеватели давали два выбора завоёванным народам, или смерть -
или жизнь, через ислам. Многих езидов заставили принять мусульманство. В середине 20 века, недалеко от Иракского города Сулеймания,
археологи нашли свиток, известный как "сулейманийский пергамент", где
описывалось, как противостояли горожане захватчикам. Там подробно
описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч
защитников города, это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять Ислам.Большая
часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении
веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив
религию предков и на сегодняшний день.
На
протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского
мира, об этом подробно рассказывают мусульманские летописцы разных эпох.
Самым кровавым нашествием, считается вторжение двух самых беспощадных арабских феодалов -Омар ион Хаттаба и Халид ион Валида, которые вырезали сотни тысяч Езидов,
более 50 тысяч повесили, сотни тысяч взяли в плен, и сотни тысяч
насильно были приведены к исламу. Эта резня езидов охватила территорию
от Рехае (Урфа) до Спирта.