Многие тысячелетия и по сей
день, ведутся споры о древнейшем езидском народе. В мире осталось около 2
миллионов представителей этой загадочной нации. Ради сохранения своей
религии езиды подвергались многовековым гонениям и уничтожению, поэтому
«чужих» туда не впускают, отсюда их таинственность и «закрытость» от
внешнего мира. Езиды о себе говорят так: «Езидом невозможно стать – им
можно только родиться». В езидизме не существует понятия зла, эта
религия очень светлая, посвящённая Богу. Но по сегодняшний день
существует много споров: как о религии и просхождении езидского народа
между историками и археологами, так и между курдамии и езидами вечен
спор, о том являются ли езиды этногруппой курдов. Непонятным остаётся
тот факт, почему историки, проводя исследования по выявлению
исторических корней происхождения езидов, не прислушиваются к самым
главным свидетелям езидской истории (которая с древних времён
передавалась из уст в уста, из поколения в поколение), к езидскому
народу. Ведь они самыми первыми заявляют, что они есть отдельной,
самостоятельной нацией и не являются ничьей этногруппой! И это
подтверждается множеством исторических фактов и археологических
исследований....>>>>
В сегодняшней нашей рубрике «Наша гордость», мы расскажем о выдающихся национальных героях - езидах ХХ века, одним из которых является легендарный Джангир Ага из рода Мандаки.
Родился Джангир Ага в селе
Чибухли, губернии Бэгрие, Турция. Будучи еще совсем ребенком, видел
ужасающую резню своего народа, в том же возрасте потерял отца Хатыва
Агае Мьдур, что и побудило его стать одним из лидеров за освобождение
своего народа от Османского ига (намерением которого было полное
уничтожение езидов).
Великий армянский полководец
Андраник Паша в своих воспоминаниях пишет: «Я таких смелых, мужественных
людей, как Джангир Ага не встречал». Нужно уточнить, что Джангир Ага и
Андраник Паша стали героями армянского и езидского народа в восстании
против Османского ига. И это не удивительно, если учесть все то, что
было сделано ими для их народа.
В 1915г. они вместе с
российскими войсками освобождают крепость Кар-с. В 1918г. Джангир Ага со
своими войсками освободил армянских беженцев во время перехода на
другой берег р. Аракс; он также участвовал в Сардарабадской битве за
освобождение г. Сардарабад. Но на этом подвиги национального героя не
закончились. Джангир Ага первым со своим войском начал освобождение Баш
Апаран (Западная Армения), где в основном проживали езиды. Большей
частью нападавшего турецкого войска являлись курды, езиды их называли
«чёрный ром» - (Ромараш).
За проявленную храбрость и мужество, Джангир Ага был награжден Георгиевским крестом.
К сожалению, в 1938г. великого
езидского национального героя коммунистический режим счел врагом, за
что он был репрессирован в г. Саратов, как враг народа.
В 1959г. судебная коллегия СССР оправдала Джангир Ага посмертно.
Но не одним именем славится история езидов!
Слева Джангир Ага, справа Андраник
Паша (с гордостью мы хотим отметить, что оригинал данной фотографии был
подарен нашей организации прямым наследником, внуком Джангир Ага –
Торником Хатояном Фатоевичем.)
Самандэ Али Сябандов
родился в декабре 1909г. в городе Кар-с (Турция), в семье рода Рожки. В
1914г. во время Турецко – Османского захвата семья вынуждена была
бежать в Тбилиси (Грузия). Где Самандэ Али Сябандов получил начальное
образование, после чего окончил сельскохозяйственный институт. В 1928г.
он был направлен в Ленинград для дальнейшего обучения на факультет
востоковедения. В 1932г. Самандэ Али Сябандов возвращается в Армению,
село Сангар, Абаранского района, где работает директором школы. В 1935г.
становится председателем сельского совета города Абаран.
В 1938г. он пополнил ряды
компартии Армении. Во время Великой Отечественной войны в 1941г.
командовал ротой 155-ой дивизии. В последствии стал заместителем
командира части и в этой должности пробыл до 1945г.
Его героизм заключается во многих отважных подвигах.
Участвовал в освобождении
Белоруссии, Польши и захвате Германии. Осенью 1943г. на переходе
Бобруйск- Минск в районе Осиповича, возле деревни Малые Горошки
разворачивается шестичасовая битва, в которой войска под командованием
Самандэ Али Сябандова разбили танковые войска противника, и сотни
фашистских солдат было взято в плен.
За героизм, проявленный во
время Великой Отечественной войны, Самандэ Али Сябандов был награжден
орденом Ленина, медалью Красной звезды, орденом Красного флага 1 и 2
степени. В 1945г. получил звезду Героя Советского Союза и пять медалей
за храбрость.
В 1957г. был выбран депутатом Верховного совета Армении.
Умер Самандэ Али Сябандов в 1998г.
Память о этих героях, прошедших через войны, смерти, тяжёлые испытания
за жизнь своего народа, останутся навсегда в сердцах езидов!
« Спасительной силой в нашем
мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь
соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей
стороне победа» (Д. Голсуорси).
Езидский народ гордится
своими героями - предками, но и в настоящее время есть молодые езидские
люди, которые заслуживают немалого уважения за достижения, которые
являются примером для многих.
Одним из таких молодых людей, представитель вида спорта по классической борьбе, является Амоян Заграб Вазгенович.
Родился Амоян Заграб Вазгенович 16 июля 1978 года, в Армении, в
Ереване. За свои достижения в спорте по классической борьбе вошел в
историю как чемпион Армении, чемпион России. Двукратный чемпион Европы.
Ныне Амоян Заграб Вазгенович является чемпионом России и Европы по
борьбе без правил. На сегодняшний день у него много целей и стремления к
дальнейшим победам! Желаем Удачи!
Амоян Размик Хдрвич,
из рода Мандаки, родился 24 января 1968 года в Армении, в Ереване.
Амоян Размик Хдрвич оставил в истории спорта для своих наследников много
побед и наград: двукратный чемпион Европы, чемпион Мира по
классической борьбе. В 1991 году был президентом спортивного комитета по
классической борьбе в Армении.
Амоян Размик Хдрвич был одним из
самых почитаемых и уважаемых личностей, его знали и уважали не только
езиды, но и представители других национальностей. К сожалению, Амоян
Размик Хдрвич в 1994 году трагически умер в Москве. Те, кто его знали,
на долгие годы сохранят светлую память о нём.
Эта рубрика будет и
дальше пополняться информацией о выдающихся личностях и национальных
героях езидах, которых мы помним и гордимся ими по сей час!
Каждая народность имеет то, чем может гордиться …. Но самым главным достоянием каждой нации – есть её народ! У
езидов есть очень много причин гордиться своей историей, религией,
традициями, но самым главным предметом их гордости, есть НАРОД, который с
гордостью говорит - «Я ЕЗИД».
Среди езидов есть писатели, спортсмены, музыканты, политические деятели и просто уважаемые люди. В
рубрике «Наша гордость», мы будем рассказывать вам об этих людях: их
биографии, целях, планах на будущее. В сегодняшней рубрике речь пойдёт о
молодом поколении езидов, о спортсменах и просто молодых перспективных
парнях, которые своим усердием и целеустремлённостью добились в своих
начинаниях многого:
РАЗГОЯН
КАЧАХ ДАВИДОВИЧ, родился 28.01.1990 года, в Армении, в городе Абовян, в
семье Разгоян Давида (из старейшего рода Рожкани). Сейчас он живёт и
тренируется в Германии. С детства Качах увлекался спортом, но со
временем это увлечение перетекло в серьёзное занятие боксом среди
юношей. В свои 19 лет он имеет звание мастера спорта среди юношей и
многочисленные победы на Европейских соревнованиях.
РАЗГОЯН РОНАЛЬД ТАХИРОВИЧ, родился 1988 года в Армении, в городе
Абовян, сын Тахира Разгояна из старейшего рода Рожкани. На данный момент
он является гражданином Франции, живёт и тренеруется там. Рональд
владеет древним японским искусством рукопашного боя. Является Чемпионом Европы и недавно получил чёрный пояс, с чем его и поздравляем! Мы
гордимся ими и желаем побед в будущих соревнованиях! Они будут идти к
своим целям и имена молодых езидских мужчин будут у всех на устах! Мы в
это верим! Удачи Вам!
Последние
тысячелетие езиды сражались, в прямом смысле этого слова, за сохранение
своей религии. На протяжении 1000 лет, в районах проживания езидов
проходило огромное количество сражений. Одним из самых сильных ударов со
стороны захватчиковнаселение
получило во время арабского вторжения в регион. Ислам принёс езидам
колоссальные страдания. Огнем и мечом их заставляли менять религию.
Арабские завоеватели давали два выбора завоёванным народам, или смерть -
или жизнь, через ислам. Многих езидов заставили принять мусульманство. В середине 20 века, недалеко от Иракского города Сулеймания,
археологи нашли свиток, известный как "сулейманийский пергамент", где
описывалось, как противостояли горожане захватчикам. Там подробно
описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч
защитников города, это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять Ислам.Большая
часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении
веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив
религию предков и на сегодняшний день.
На
протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского
мира, об этом подробно рассказывают мусульманские летописцы разных эпох.
Самым кровавым нашествием, считается вторжение двух самых беспощадных арабских феодалов -Омар ион Хаттаба и Халид ион Валида, которые вырезали сотни тысяч Езидов,
более 50 тысяч повесили, сотни тысяч взяли в плен, и сотни тысяч
насильно были приведены к исламу. Эта резня езидов охватила территорию
от Рехае (Урфа) до Спирта.
Самой главной святыней езидского народа, местом культовых и обрядовых
ритуалов, местом паломничества всех езидов является Храм Лалеш. Много
прекрасных стихов и приданий написано и сказано об этом храме. Храм
находится в 12 км от Айн Сифни и всего 40 км от города Мосул в зелёной долине в окружении 3 гор Арафат, Халат и горы Муша – на высоте 1000 метров
над уровнем моря. В нём находится гробница пророка езидов Шех Ади, а
также могилы некоторых высших сановников высшего езидского духовенства.
По приданияю езидского народа именно на этом месте началась история
мироздания единым Богом и именно здесь хранятся останки первого на земле
человека – Адама. Храм представляет собой часовню с 2 ребристыми,
конусообразной формы куполами, он построен по направлению с востока на
запад на подземном источнике родниковой воды. Чтобы попасть в него,
необходимо спуститься по семи ступенькам вниз. Над входом на мраморной
треугольной плите изображены два льва и два павлина. Лев - это знак силы
и символ могущества божества. Изображение павлина – это образ основного
божества езидов Тауси Малакка. Вход состоит из двух деревянных дверей
увенчанных невероятной красоты сводом, который охраняется высеченным из
камня справа изображением змеи. Недалеко от могилы Шеха Ади находятся
расположенные друг за другом несколько небольших пещер, где для
освещения освящёнными факелами используют оливковое масло из святой
рощи. В этих пещерах хранится много священной одежды. Одним из чудес
есть «скала желаний»: если человеку удастся закинуть часть своей одежды
на скалу три раза, то согласно поверью, желание, которое он загадал,
обязательно исполнится. В следующей пещере находится святой родник
Земзем, только езидские паломники могут туда зайти. Из родника пьют
воду, которая обладает чудотворным действием, также набирают воду для
омывания детей.
В истории в отношении Eзидов было совершено множество погромов и
Лалеш, как религиозный центр был часто первой целью нападения врагов,
неоднократно становился местом происшествия невообразимых зверств со
стороны врагов Езидской нации.
Мы хотели бы упомянуть несколько случаев: Бедреддин Лулу - правитель
г. Мосула (христианин, принявший мусульманство), совершил жестокие
преступления против езидов и неоднократно совершал нападения на святыню
Лалеш. Чтобы сломить веру езидов и заставить их принять ислам, в 1223 г.
после Р.Х., он коварным способом совершил убийство езидского князя Мира
Шейха Хасана (Mir Sheikh Hassen) и приказал бросить его бездыханное
тело у ворот г. Мосула. Многие езиды были вынуждены покинуть свои
исконные земли близ Лалеша, большое количество езидов было убито, многие
насильственным образом были заключены в тюрьмы Мосула. Чтобы
окончательно сломить волю езидов, Бедреддин Лулу зверским образом казнил
около ста езидов, отказавшихся принять ислам. Среди них были видные
деятели, представители духовенства и для устрашения остальных езидов
приказал повесить их тела на деревьях. В 1396 г.
после Р.Х. во время военной кампании против Eзидов со стороны некоторых
курдских князей были похищены святые статуэтки и сожжены священные
писания Eзидов, а также повреждены конусообразные башни храма.
В1892 г.
Паша Омар Вахби послал сообщение в область Шейхана, требуя от езидов
принятия ислама и уплаты налогов, в противном случае, они подвергнутся
преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на
это заявление Паша Омар Вахби и его союзники вошли в езидские поселения,
уничтожая все на своем пути. Он разграбил Лалеш и передал все езидские
священные принадлежности в Мосул, обратил Храм Шейха Ади в школу и, в
таком унизительном состоянии, она профункционировала 12 лет. Но,
несмотря на попытки уничтожения храма, предпринятые
мусульманами-фундаменталистами и на все испытания, выпавшие на долю
езидов, им удалось сохранить свою святыню. Вместе с тем, Лалеш стал
символом несокрушимой воли и морального духа езидского народа.
Всем хорошо известно, что Езидизм и Зороастризм являются одними из самых
древних религий Ближнего Востока, они оказали большое влияние на
историю человечества.
Анализируя элементы Зороастризма, которые могли быть охарактеризованы
как классификация, относящаяся к эпохе Ренессанса, мы пришли к выводу,
что оно представляет глубокую взаимосвязь между человечеством и
природой. Духовное и физическое состояние Заратуштры, так же как и его
роль лидера в религиозном движении доказывает, что он больше был
философом чем пророком.