Ср, 24/04/24, 7:15:31 PM
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Сарhатие Ездия(История Езидов) [34]
Новость [18]
Поиск
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
К какой религии Вы принадлежите?
javascript:; javascript:;
Всего ответов:: 344

Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2010 » Июль » 16 » Расселение езидов в Армении и Грузии
    10:10:02 PM
    Расселение езидов в Армении и Грузии

    Как неоднократно было сказано, езидские поселения в Армении появляются в начале XIX века. Взятие русскими Эриванского ханства, по нe раз упомянутым причинам, обусловило переселение езидов в эти края.Впервые они оседают у подножия горы Алагяз в Апаране. Здесь до них были селения курдов-мусульман и азербайджанцев, которые покинули эти места и перебрались в Азербайджан, а часть перешла в Турцию.

    Известно, что племя балан было одним из первых поселенцев в Апаране. За ними сюда перебрались махмудские езиды под руководством древнего дома Чобан-аги. Постепенно число езидов в Армении начало умножаться, и это продолжалось вплоть до 1918 года. Езиды в основном занимались отгонным скотоводством и жили в мире с соседними народностями.

    Часто они ездили в Тифлис на заработки и затем возвращались домой, для чего им приходилось проделывать долгий путь. Так, в одном архивном документе говорится: «В окрестностях Сарая имеется 10 езидских селений, - всего 500 дымов. Более всего удивительно, что среди них очень много говорящих по-русски. Езиды зимою ходят на заработки в Тифлис. В домах более богатых имеются Царские Портреты. Государя Императора они называют не иначе, как Наш Государь. Наш вице-консул недавно провел несколько дней среди них. Здешние езиды - истинные друзья России. Они нам могут быть весьма полезны. Надо иметь в виду, что они говорят по-курдски и поддерживают с курдами близкие отношения» [Сводка №23-24, 1912:7].

    Известный русский курдовед Т. Ф. Аристова в своей монографии, посвященной курдам Закавказья, приводит ценнейший материал - как полевой, так и архивный - о поселении езидов в Армении. Она сообщает, что село Сорик Талинского района, расположенное по соседству с селением Акко, помнит историю периодических переселений с одного места на другое. Старики рассказывали ей, что их предки из Айнтаба перебрались в Синак бывшего Сурмалинского уезда, а затем в 1900-х годах покинули Синак и перешли в селение Кулибеглу бывшего Эчмиадзинского уезда, а оттуда в 20-х годах XX в. перебрались в Сорик (Зрба) [Аристова, 1966:42]. Необходимо отметить, что селения Байсыз и Сичали Талинского района Армении считаются сравнительно древними езидскими селениями, хотя до них здесь жили тюркоязычные (азербайджанцы).

    Позже езиды из насиженных мест стали перебирать-в другие селения, в которых уже проживало смешанное армяно-езидское население. Сегодня во многих селениях езиды и армяне живут рядом, например: Камушли, Прошян, Арташар, Шаумян и т.д. Позднее в обиход вошли новые термины и езидов Армении принято делить на две части - езиды Апарана (эла Ахбаране) и просто езиды эля (эздие эле), т.е. езиды Аштарака, Талина, Араратской долины.

     

    В Грузии езиды, в основном расселившись в старых районах Тбилиси, старались придерживаться племенного признака. Они занимали пустые подвальные или полуподвальные помещения на одной улице. Так, их можно было встретить в районах: Сололаки, Дидубе, Воронцова, Черкезовская, Михайловская (Мхалиск), Земель, Вера, Мейдан т.д. Между собой езиды называли улицы и районы города по названиям племен, которые жили на конкретной улице, например, «таха мандека, куча масака, куча байндура, куча чохраша, куча раша, таха мандасора и т.д.» (район племени мандеки на площади Воронцова, улица племени масаки в районе Черкезовская, улица племени байндури ул. Судебная и Чавчавадзе, улица племени чохраши ул. Ниношвили, улица раша ул. Киевская, район племени мандасори махал Вера и т.д.).

    Кроме Тбилиси незначительная часть езидов позже поселилась в Аджарии - Батуми, в Кахетии - Телави, Кварели, Цнори, а также в Тианети, Гардабани и Озургети.

    В Батуми жили представители племен сипки, дауди, рожки, а также одна семья шейхов Сджадин и пиров из рода Пире Хани, Пир Гаргари.Часть батумских езидов в 1944 г.  Была депортирована в Кыргизстан, позже их вернули обратно в Грузию.

    В Кахетии (Телави, Кварели, Цнори; в селах Шилда, Хирса) жили в основном представители племен сипки, две семьи мандеки, одна семья раши. Кроме того, жили несколько семей пиров из родов Пире Хани, Кадиблбани, Пир Камали и Пире Бад.

    В Тианетском районе - в Эрцо и Сиони (с. Везатхева, с. Зурабеби, с. Орхеви) жили представители племени дасени, а также пиры из рода пиры из рода Пир Дрбеси.

    В Озургети (с. Гурианта, с. Насакирали) жили несколько семей сипки, рожки и миранги.
    Они до последнего времени сохранили язык и обычаи, но в последние годы большинство выехало за рубеж. Кроме того, как в Грузии, так и в Армении наблюдается утеря религии, языка и обычаев. Это связано с политическими и экономическими процессами, проходящими в этих странах.

    О фамилиях езидов СССР




    Поселившись в Армении и Грузии, и с созданием СССР и процессом паспортизации езиды получали документы, и им давали фамилии. Их спрашивали, как звали отца или деда, и по своему усмотрению создавали новые фамилии. В Грузии к имени предка (деда, отца) приписывали русское окончание - ев или ов. Необходимо отметить, что в Армении изначально тоже приписывали русские окончания, но впоследствии русские окончания изменили на армянское ян. Так, потомки некоего Шамо, которые поселились в Грузии, сделались Шамоевыми, а его же потомки в Армении стали Шамоянами. Таким образом, не учитывалось происхождение езидов - род и племя, по названиям которых они и узнавали друг друга.

    В результате этих процессов, представители разных езидских сословий, каст, племен и родов часто становились однофамильцами. По сей день езиды знают друг друга только по названию рода и племени, не интересуясь фамилией, которую им вписали в документы. В 70-е гг. несколько человек поменяли фамилия на название племени.

    В конце 80-х гг. получила начало тенденция менять фамилию на родовую или племенную. Фамилии меняли на основании документа выданного Институтом истории и этнографии в Тбилиси. Этим делом занималась к.и.н. Пашаева Л.Б.

    Позже в России тоже езиды начали менять свои фамилии на название своего рода.
    Так появились фамилии Дасени, Анкоси, Барави, Исебиа, Омархали, Хани, Пирбари, Катани, Шамсани и т.д. Многие же меняли только окончание фамилии, данное им в СССР, например: Шамоян или Шамоев менял окончание на и - Шамои, Мгои, Мамои и т.д., что указывало на происхождение от имени предка.

    Глава из книги Езиды Сархада, Тбилиси-Москва, 2008.  (Дается с сокращениями)
    Категория: Сарhатие Ездия(История Езидов) | Просмотров: 2173 | Добавил: Ezid-aLone | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]