Самой главной святыней езидского народа, местом культовых и обрядовых
ритуалов, местом паломничества всех езидов является Храм Лалеш. Много
прекрасных стихов и приданий написано и сказано об этом храме. Храм
находится в 12 км от Айн Сифни и всего 40 км от города Мосул в зелёной долине в окружении 3 гор Арафат, Халат и горы Муша – на высоте 1000 метров
над уровнем моря. В нём находится гробница пророка езидов Шех Ади, а
также могилы некоторых высших сановников высшего езидского духовенства.
По приданияю езидского народа именно на этом месте началась история
мироздания единым Богом и именно здесь хранятся останки первого на земле
человека – Адама. Храм представляет собой часовню с 2 ребристыми,
конусообразной формы куполами, он построен по направлению с востока на
запад на подземном источнике родниковой воды. Чтобы попасть в него,
необходимо спуститься по семи ступенькам вниз. Над входом на мраморной
треугольной плите изображены два льва и два павлина. Лев - это знак силы
и символ могущества божества. Изображение павлина – это образ основного
божества езидов Тауси Малакка. Вход состоит из двух деревянных дверей
увенчанных невероятной красоты сводом, который охраняется высеченным из
камня справа изображением змеи. Недалеко от могилы Шеха Ади находятся
расположенные друг за другом несколько небольших пещер, где для
освещения освящёнными факелами используют оливковое масло из святой
рощи. В этих пещерах хранится много священной одежды. Одним из чудес
есть «скала желаний»: если человеку удастся закинуть часть своей одежды
на скалу три раза, то согласно поверью, желание, которое он загадал,
обязательно исполнится. В следующей пещере находится святой родник
Земзем, только езидские паломники могут туда зайти. Из родника пьют
воду, которая обладает чудотворным действием, также набирают воду для
омывания детей.
В истории в отношении Eзидов было совершено множество погромов и
Лалеш, как религиозный центр был часто первой целью нападения врагов,
неоднократно становился местом происшествия невообразимых зверств со
стороны врагов Езидской нации.
Мы хотели бы упомянуть несколько случаев: Бедреддин Лулу - правитель
г. Мосула (христианин, принявший мусульманство), совершил жестокие
преступления против езидов и неоднократно совершал нападения на святыню
Лалеш. Чтобы сломить веру езидов и заставить их принять ислам, в 1223 г.
после Р.Х., он коварным способом совершил убийство езидского князя Мира
Шейха Хасана (Mir Sheikh Hassen) и приказал бросить его бездыханное
тело у ворот г. Мосула. Многие езиды были вынуждены покинуть свои
исконные земли близ Лалеша, большое количество езидов было убито, многие
насильственным образом были заключены в тюрьмы Мосула. Чтобы
окончательно сломить волю езидов, Бедреддин Лулу зверским образом казнил
около ста езидов, отказавшихся принять ислам. Среди них были видные
деятели, представители духовенства и для устрашения остальных езидов
приказал повесить их тела на деревьях. В 1396 г.
после Р.Х. во время военной кампании против Eзидов со стороны некоторых
курдских князей были похищены святые статуэтки и сожжены священные
писания Eзидов, а также повреждены конусообразные башни храма.
В 1892 г.
Паша Омар Вахби послал сообщение в область Шейхана, требуя от езидов
принятия ислама и уплаты налогов, в противном случае, они подвергнутся
преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на
это заявление Паша Омар Вахби и его союзники вошли в езидские поселения,
уничтожая все на своем пути. Он разграбил Лалеш и передал все езидские
священные принадлежности в Мосул, обратил Храм Шейха Ади в школу и, в
таком унизительном состоянии, она профункционировала 12 лет. Но,
несмотря на попытки уничтожения храма, предпринятые
мусульманами-фундаменталистами и на все испытания, выпавшие на долю
езидов, им удалось сохранить свою святыню. Вместе с тем, Лалеш стал
символом несокрушимой воли и морального духа езидского народа.