Сам собой напрашивается вопрос: каким образом курды могут причислять езидов к своим этногенетическим корням и считать их своей этногруппой,
если с 1832 года езиды были подвергнуты наиболее жестоким
преследованиям со стороны курдов, намеревалось полное их уничтожение?
Несмотря на героическое сопротивление езидского народа, в 1832 году
наследный курдский правитель Ботана Бедир-хан Бег захватил езидские
поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега - лидера езидов и после
жестоких пыток убил его. Были
разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые, в
основном, были заселены езидами; курды-мусульмане совершили
беспрецедентную резню своих «собратьев» езидов, маскируя банальный
грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав это у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, которые не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты. 1832-1833 гг. наследный курдский правитель Равандуза Мухамад, атаковал Езидов в области Анкары.
После совершённых массовых убийств в верхней области Заба, он покорил
Анкару. Правитель Анкары - Исмаиль Паша, должен был уйти высоко в горы
Зикар. 1833-1834 гг. после
завоевания части Ботана, Мир Мухамад атаковал и убил много езидов
Шенгала. И как не прискорбно, но до сих пор в Ираке происходят
безпрецендентные акции истребления езидов, взрывы в районах их
проживания. Это вызвало массу волнений и привело к тому, что
Американские сенаторы, встревоженные вынужденной миграцией езидов из
Ирака в Европу и другие страны, обратились к американскому президенту с
просьбой обеспечить безопасность езидскому народу и наказать виновных….
Есть много других неоспоримых исторических фактов и доказательств,
подтверждающих непринадлежность езидской нации к курдам, начиная с
самых истоков Шумеро-аккадского государства, от которого мы и проведем
тонкую нить езидской истории, от времен адаби и по сегодняшний день,
доказывающих этнонезависимость езидского народа.
Адаби, в переводе с езидского языка,
означает «народ чести». Шех Хасан Калаш Хасанян в своей работе «Путь
следования народа Езид, согласно постановлению религии», Ереван, 1995
г., стр.4, отмечает: «До принятия имени «Езида» (как самоназвание
народа), мы назывались «Адаби» - народ чести. В езидском священном гимне
«Кавле Езиде Мир» говорится:
«Мы говорим, мы – Езиды и мы Адаби,
Каков корень, что за верование и к тому же
от Бога (мы, как народ) Адаби».
Итак, исконное название езидского народа –
Адаби (сейчас Езиды). Во времена шумеро-аккадской эпохи, в Северном
Междуречье, между городами Кисура и Забалам, находился город Адаб (совр.
Бисмая), где и проживала основная масса древнего народа Адаби. Город
Адаб не сыграл
в истории Шумера значительной роли, но для нас, современников, эта
информация является важной и есть одним из подтверждений, что у народа
Адаби (езиды) был свой исторический город. В конце первой половины
третьего тысячелетия до н.э. Адаб достиг своего расцвета. Власть над
этим городом давала её обладателям мощь и богатства. Общинной богиней
Адаба была Дингирмах(в езид.Хатуна Фархан). С XVI века до н.э. в Адабе
известен ее храм Эмах. Все жрецы храмов Шумеро-аккадского государства
были от народов Адаби (нынешние езиды: шехи, пиры).
Лугальаннемунду - единственный
представитель династии Адаба, попавший в «Царский список» III династии
Ура. Он был современником энси Лагаша Эанатума: период его правления
датируется 2490-2400 годами до н.э. С именем Лугальаннемунду связывают громадные завоевания, в том числе и за пределами Двуречья. Была найдена надпись, в которой содержится информация о Лугальаннемунду,
которая, по-видимому, составлена через 600-700 лет после описанных
событий. Она посвящена богине Нинту (в езид. Пира Фат), в шумерской
мифологии одно из имён богини-матери. Надпись гласит, что Лугальаннемунду победил 13 взбунтовавшихся правителей, построил храм, посвящённый Нинту, и дал названия семи вратам и башням её «дома» - Энамзу. Религия
Шумера представляет собой разительный контраст с допотопными местными
культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось сложной структурой
обеспечения, специализацией жрецов, служителей и системой обучения. Эта
культура опережала развитие других великих культур на 100 -200 лет. От
шумеров унаследованы основные для цивилизации изобретения. Каждого из
них достаточно для возвышения любого народа. В эпосе о Гильгамеше (этот
эпос, является исконно езидским эпосом) праведник Ут-напиштим поведал,
как по совету бога Эйи он со своим семейством спасся в ковчеге от
потопа. В ковчег он взял искусных маcтеров. Если верить сказанию,
культурные ценности допотопного человечества были сохранены шумерами.
Шумеро - аккадский период оказал многозначительное влияние на развитие
человечества в целом: развитие экономики, культуры, торговли,
письменности.
Шумеро-аккадская эпоха закончилась около
1900г. до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый
семитский народ – амореи, которые обосновываются в Вавилоне. Под их
властью оказываются все народы, которые проживали на бывшей территории
Месопотамии, в том числе и народ Адаби (сейчас езиды). Постепенно
Вавилон сильнеет и распространяет свои завоевательные походы на всю
долину Тигра и Ефрата и к 1750 г. до н.э., Хаммурапи, шестой аморейский
царь, завершает процесс вавилонской экспансии, создав великую
Вавилонскую империю, включавшую в себя народы Шумеров, Аккадцев,
Арамейцев, Ассирийцев, Сирийцев и других народов. Вавилон был столицей
этого обширного царства, а область, которая до этого называлась Шумер и
Аккад, стала именоваться Вавилонией. Со временем, видя растущую мощь
империи, к ней добровольно стали примыкать кочующие племена (такие как
холдеи), тем самым, усиливая мощь Вавилонии. Религия не претерпела
существенных изменений (некоторым богам пришельцы дали новые имена,
пантеон богов увеличился), больше того, завоеватели сами оказались
покорёнными шумерской религией (главными оставались храмы Езида (Набу) и
храм Солнца). Вавилон - «ворота Бога», священная столица. Его улицы
носили имена богов. На 200 тыс. населения в нём было 53 храма высших
богов, 55 храмов бога Мардука, 600 святилищ небесных богов, 300 святилищ
земных подземных богов, в среднем один храм обслуживал не менее 1500
человек, главенствующими же жрецами всё также оставались
священнослужители из народа Адаби (езиды), т. е шехи, пиры.
В VII в.д.н.э., с приходом в Вавилон персов
во главе с Киром II началась эра зороастризма. В религию Вавилона
зороастризм внёс дополнения (реформа зороастризма).
Но, несмотря на зороастрийскую реформу,
всё-таки основной стержень древне – шумерской (адабской) религии остался
неизменным, опять же поменялись названия Богов, но главные заповеди
(добро против зла) остались неизменными. Среди мидийцев более, чем среди
персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывшей государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги
(медиумы) — происходили из мидийцев. В Мидии, езиды (ист. народ Адаби)
занимали одну из наивысших ступеней иерархической лестницы и как народ
со своей богатой историей, древней и сильной религией езиды были
господствующим этносом в государстве и всегда занимали наивысшие
религиозные саны.
Войны Ассирии с Урарту, вторжения
киммерийцев и скифов, создали благоприятную ситуацию для консолидации
мидянских племен, на основе которой сложилось государство Мидия, ставшее
уже в VII веке до н.э. сильной державой, частью которой позже стали
Адаби. Чтобы чётче можно было представить структуру этого государства,
проведём параллель с нашей бывшей могучей страной – Советским Союзом,
где множество народов со своей культурой, религией, традицией образуют
большое и сильное государство. При развале Мидии, в связи с тем, что
езиды были господствующим этносом в государстве, езиды подверглись
гонениям со стороны практически всех народов и религий. Здесь мы можем
провести сравнительную параллель с Российской революцией 1917 года,
когда с приходом революционеров к власти, российская аристократия и
духовенство подверглись истреблению и ужасным гонениям. Разрушались
церкви, искоренялась религия и культура. Как мы уже писали выше, после
развала Мидии, появилось много государств (Урарту – Армения, персы –
Иран, Симиты – Арабия) и народов, которые приняли язычество, именно в
это время народ Адаби, начал подвергаться сильным гонениям, так как
они единственные оставались верными своей многовековой религии. Во
времена развала Мидии с северной части гор Ирана спустились племена
кочевников, одними из которых были курды, которые на протяжении столетий
жили бок о бок с Иранцами (тогдашними персами и турками). Именно в это
время, народ Адаби начинает называть себя Езидами, название веры
и название народа стало единым целым, как во времена Римской империи
последователей Иисуса Христа стали называться христианами, и их
принадлежность распознавалась не по национальности, а по их
вероисповеданию. Можно провести сравнение между христианами и езидами,
приход христианства в Римскую империю сопровождался ужасными
преследованиями со стороны Римских императоров. Для них христианская
религия была угрозой потери власти над народом, так как они требовали
обожествления себя, поклонению им как Богу, а христианская религия
признавала одного Бога и отрицала язычество. Непризнание официального
культа влекло за собой обвинения в оскорблении величества, прежде всего
императора, а в его лице всего римского народа и обвинение в безбожии
(т.е. отрицании римской религии). Преступления эти влекли за собой
тягчайшие наказания - обезглавливание для привилегированных классов,
сожжение, распятие, травля дикими зверями - для низших... Впервые
христиане подверглись гонениям при Нероне. Так и езидский народ
преданный исключительно своей вере и единому Богу, подвергался ещё
большим гонениям и уничтожению, при появлении новых религий и
распространению идолопоклонничества на территории бывшего государства
Мидия. Хочется заметить, что именно у езидского народа существовало уже
на протяжении многих веков, привычное для современников понятие единого
Бога. В езидском священном гимне «Кавле Езиде Мир» говорится:
« БОГ един, а дорог к нему 1000».
В 613 г. начинается эпоха мусульманства,
во главе с пророком Мухаммедом. Согласно учению ислама, Мухаммед
является последним пророком и посланником Аллаха.
С развитием и укреплением арабских стран, начинаются походы на другие
государства с целью насильственного обращения в ислам других народов, во
главе с Шер Али в 624 г. Это время было большим испытанием для
езидского народа и их веры, мусульмане оставляли только один шанс –
принять ислам или смерть. Езиды, которые под страхом смерти, приняли
ислам, в глазах езидского народа становятся иноверцами, изменниками и
оторванными от веры. Имя им дают - Бруки (на езидском «оторванные от
народа» или «оскверненные»). Долгое время бруки («оторванные езиды»)
жили на одной территории с курдами (которые тоже приняли мусульманство),
за столетия
совместного проживания они ассимилируются как единоверцы. По истечению
времени, под страхом смерти перед другими народами (персы, арабы, турки)
езиды и бруки избегали разговаривать на своём родном языке, но при
встрече друг с другом, один задавал другому вопрос: « На каком языке нам
разговаривать?», а другой ему отвечал « На языке «курманджи» (с
адабского – «сын который остался на месте», имеется ввиду период развала
Мидии, когда езиды остались на её территории и сохранили свою религию и
веру). На сегодняшний день название «бруки» утеряно, и зачастую их
называют «курды-езиды», что и есть причиной путаницы в испоконвечном
вопросе –«являются ли езиды этногруппой курдов». Но, несмотря на
принятие мусульманства и другие изменения, бруки придерживаются родовой
касты - оставляют принадлежность к роду, оттуда у современных езидов и
бруков одинаковая принадлежность родовых имён (рожки, мандаки, сыпки)
и сохраняется язык, который ныне называют «курманджи».
Но, не смотря на эти факты, на сегодняшний
день курды все равно утверждают, что их предки - езиды (адабцы). Бруки -
да, а курды - нет!
Особое внимание историков и археологов
следует обратить на то, что определенная численность населения езидов,
называемые бруками («оторваные от народа» или «оскверненные»)
ассимилировалась с курдами, но это не означает, что езиды являются
этногруппой курдов, а наоборот - часть курдов (бруки) являются
этногруппой езидов.
Уважаемые читатели, это первая часть
статьи, которая рассказывает о народе Адаби, об истоках их религии,
гонениях, и испытаниях, выпавших на
долю этого многострадального народа. В статье использованы многие
древние, исторические источники, как письменные, так и устные (со слов
старейшин). Авторы этой статьи надеются, что наши читатели отнесутся с
уважением к написанному. Мы будем продолжать эту рубрику и искренне
надеемся, что Вы для себя найдёте много интересного и познавательного!