На этой фотографии армянский национальный герой Генерал Андраник
Озанян (Андраник Паша) вместе с езидом Джангир Ага.Генерал Андраник и
Джанги Ага боролись вместе в 1918-1920 в сражениях против турецкой армии
в ходе турецко-армянской войны, когда турецкая армия вторглась в
недавно приобретенную независимость Демократическую республику Армении.
В главной сражении Баш-Апаран 21 мая 1918 Джангир Ага и его люди
оказали неоценимую помощь и по свидетельством очевидцев отвага езидов
несомненно способствовала победе, которая стала началом перелома.
В течение всей войны, силовое сотрудничество и личные отношения между
генералом Андраник Паша и езидом Джангир Ага были сильны, и их сражения
против турков стали символом вечной дружбы этих двух древних народов.
езиды в Армении были активными участниками сражений не только в
Баш-Aпаране и Сардарапате в 1918, которые открыли новую страницу в
истории этих двух народов.
Они также участвовали и во многих других сражениях в ходе
турецко-армянской войны, к примеру, в сражении за Арцах погибло
тридцать езидов,в этом сражении рядом с мужчинами сражались курдские
женщины, о мужестве которых слагали легенды. Вместе с армянским народом
езиды участвовали в сражениях за Вайк, Горис, Иджеван и Ерасхаван.
До сегодняшнего дня это фотография еще не была представлена в Интернете,
она пожертвована человеком, который путешествовал через курдские
сообщества советской Армении в 80-ых годах.
*Существует множество езидских праздников, которые езидами Армении и
Грузии забыты, например: Шавбарат, Чле Хавине и т.д. Но также у
езидов Армении и Грузии есть местные праздники, такие как Клоч и Мазал.
Некоторые из забытых праздников мы все же дали в таблице, и они
отмечены звездочкой. В основном езидские праздники высчитываются по
юлианскому календарю, т.е. по старому стилю.
Посвящается памяти моего отца - ДАВРЕШЕ САРДАРА, погибшего в Великую Отечественную войну.
Каждый раз, когда я иду куда-то, моя дочурка Зара спрашивает меня:
- Папа, когда вернешься?
И каждый раз этот вопрос напоминает мне об одной грустной истории, случившейся очень давно, но которая осталась в памяти во всех подробностях, как будто это случилось вчера.
… Шел 1941 год. (Конечно, я узнал об этом много лет спустя). Было лето, и стояла невыносимая жара. Во дворе районного военкомата было полно народа.
Шихади вознесся из Шама, Подобно соколу с бубенчиком. Место Господа Шихади – в сердцах!
Господь Шихади (Шейх Ади сын Мусафара ибн Исмаила) явил себя в селе Байт ал-фар в области Баальбек (современный Ливан), что в исторической Сирии.По преданию, его отец Мусафар однажды отправился в рощу и там услышал голос, который дал ему наставления. Голос наказывал, чтобы он по возвращении домой, после определенного времени, разделил ложе со своей женой. После этого она подарит ему наследника, который прославит его имя. С юношеского возраста Шихади много путешествовал.
Ezî Ezdanim, ezî Madîme, Ser rê û rizmê Şêxê Adîme, Ezî miletê Şemsê Qemerim, Êzdîme, êzdî, kuda ez herim! Wekî e’taba serê min çê kin, Wekî sax bi sax dest-pê min jê kin, Dil û cegera min bînin xarê, T’ucar dînê xwe nadim dîndarê! Ezê bêjim, ezî êzdîme, Bê lek’e, xumam cawê sipîme, Êzdîme, êzdî, hê h’emla dê da, Nixteke xalis darê dinê da!
Xûna me zelal wek hêsra çe’va, Temiz wek ruh’ê dergûşa sava, Xûna me t’evî tu xûna nabe, Wekî mîlîona dijmin me rabe! Wana pêşiyê me dizêrandin, Mirî qebrê da nedisitrandin, Digotin: "Qir ke, nekişîne minetê, Êzdiya bikujî, - tuyê herî cinetê!"
Как неоднократно было сказано, езидские поселения в Армении появляются в начале XIX века. Взятие русскими Эриванского ханства, по нe раз упомянутым причинам, обусловило переселение езидов в эти края.Впервые они оседают у подножия горы Алагяз в Апаране. Здесь до них были селения курдов-мусульман и азербайджанцев, которые покинули эти места и перебрались в Азербайджан, а часть перешла в Турцию.
С середины июля вновь начали заявлять о себе как о значительном
региональном факторе езиды Ирака. Примечательно, что еще год-два назад
об их требованиях учесть при составлении новой иракской конституции и
административно-территориальном делении Ирака особое государственное
образование "Ездистан” вызывало по меньшей мере недоверие. Но сейчас, в
особенности после длительного вояжа по столицам ряда западных государств
высшего духовного лидера езидов (мир) Тахсин-Саида Али-бека, в ходе
которого его принимали и в Ватикане, и в Госдепе США, многое, о чем
сегодня вслух говорят езиды как в Ираке, так и, видимо, в других
езидских общинах, кажется вполне правдоподобным.
Сегодня пост про езидов и их суровые нравы. Езиды – наиболее уязвимая
часть иракского населения, так как они пытаются вести автономный образ
жизни. Местные власти не обращают на них внимания, американские военным
они тоже не интересны, зато они интересны мусульманам, которые считают
их дьяволопоклонниками...