Самой главной святыней езидского народа, местом культовых и обрядовых
ритуалов, местом паломничества всех езидов является Храм Лалеш. Много
прекрасных стихов и приданий написано и сказано об этом храме. Храм
находится в 12 км от Айн Сифни и всего 40 км от города Мосул в зелёной долине в окружении 3 гор Арафат, Халат и горы Муша – на высоте 1000 метров
над уровнем моря. В нём находится гробница пророка езидов Шех Ади, а
также могилы некоторых высших сановников высшего езидского духовенства.
По приданияю езидского народа именно на этом месте началась история
мироздания единым Богом и именно здесь хранятся останки первого на земле
человека – Адама. Храм представляет собой часовню с 2 ребристыми,
конусообразной формы куполами, он построен по направлению с востока на
запад на подземном источнике родниковой воды. Чтобы попасть в него,
необходимо спуститься по семи ступенькам вниз. Над входом на мраморной
треугольной плите изображены два льва и два павлина. Лев - это знак силы
и символ могущества божества. Изображение павлина – это образ основного
божества езидов Тауси Малакка. Вход состоит из двух деревянных дверей
увенчанных невероятной красоты сводом, который охраняется высеченным из
камня справа изображением змеи. Недалеко от могилы Шеха Ади находятся
расположенные друг за другом несколько небольших пещер, где для
освещения освящёнными факелами используют оливковое масло из святой
рощи. В этих пещерах хранится много священной одежды. Одним из чудес
есть «скала желаний»: если человеку удастся закинуть часть своей одежды
на скалу три раза, то согласно поверью, желание, которое он загадал,
обязательно исполнится. В следующей пещере находится святой родник
Земзем, только езидские паломники могут туда зайти. Из родника пьют
воду, которая обладает чудотворным действием, также набирают воду для
омывания детей.
В истории в отношении Eзидов было совершено множество погромов и
Лалеш, как религиозный центр был часто первой целью нападения врагов,
неоднократно становился местом происшествия невообразимых зверств со
стороны врагов Езидской нации.
Мы хотели бы упомянуть несколько случаев: Бедреддин Лулу - правитель
г. Мосула (христианин, принявший мусульманство), совершил жестокие
преступления против езидов и неоднократно совершал нападения на святыню
Лалеш. Чтобы сломить веру езидов и заставить их принять ислам, в 1223 г.
после Р.Х., он коварным способом совершил убийство езидского князя Мира
Шейха Хасана (Mir Sheikh Hassen) и приказал бросить его бездыханное
тело у ворот г. Мосула. Многие езиды были вынуждены покинуть свои
исконные земли близ Лалеша, большое количество езидов было убито, многие
насильственным образом были заключены в тюрьмы Мосула. Чтобы
окончательно сломить волю езидов, Бедреддин Лулу зверским образом казнил
около ста езидов, отказавшихся принять ислам. Среди них были видные
деятели, представители духовенства и для устрашения остальных езидов
приказал повесить их тела на деревьях. В 1396 г.
после Р.Х. во время военной кампании против Eзидов со стороны некоторых
курдских князей были похищены святые статуэтки и сожжены священные
писания Eзидов, а также повреждены конусообразные башни храма.
В1892 г.
Паша Омар Вахби послал сообщение в область Шейхана, требуя от езидов
принятия ислама и уплаты налогов, в противном случае, они подвергнутся
преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на
это заявление Паша Омар Вахби и его союзники вошли в езидские поселения,
уничтожая все на своем пути. Он разграбил Лалеш и передал все езидские
священные принадлежности в Мосул, обратил Храм Шейха Ади в школу и, в
таком унизительном состоянии, она профункционировала 12 лет. Но,
несмотря на попытки уничтожения храма, предпринятые
мусульманами-фундаменталистами и на все испытания, выпавшие на долю
езидов, им удалось сохранить свою святыню. Вместе с тем, Лалеш стал
символом несокрушимой воли и морального духа езидского народа.
Всем хорошо известно, что Езидизм и Зороастризм являются одними из самых
древних религий Ближнего Востока, они оказали большое влияние на
историю человечества.
Анализируя элементы Зороастризма, которые могли быть охарактеризованы
как классификация, относящаяся к эпохе Ренессанса, мы пришли к выводу,
что оно представляет глубокую взаимосвязь между человечеством и
природой. Духовное и физическое состояние Заратуштры, так же как и его
роль лидера в религиозном движении доказывает, что он больше был
философом чем пророком.
Одним из важнейших элементов любого религиозного культа
являются праздники. В курдском языке для понятия "праздник"
используется арабское слово айд. У езидов существует много праздников, самые
известные из которых следующие:
Клоча Саре Сале-Новый год у езидов Армении, Грузии и
России попадает на первую среду марта (по восточному календарю).
Айда Рожиен Эзид-праздник соблюдения поста в честь Селтан
Эзида. Он попадает на первую пятницу декабря по восточному календарю. Три дня
длится пост, а на четвертый день празднуют
Айда Эзид. Это один из самых любимых и всеми отмечаемых
праздников, поскольку посвящен непосредственно Богу.
Чаршама Сор-красная среда первая среда апреля по
восточному календарю. Один из важнейших праздников езидов в честь Малаки
Тауса. Особо отмечается езидами Ирака и Сирии.
Айда Челе Хавине летний праздник, попадает на июль.
Праздник окончания летнего сорокадневного поста. Отмечается, в основном, в
Лалеше езидами Ирака, а езидами Армении и Грузии не отмечается.
Айда Джемайе или Джемайи Лалеш-праздник паломничества у
езидов во время него посещают святилище и другие места поклонения зийарат.
Длится семь дней с 23 сентября по 1 октября (по восточному календарю). Аналог
мы находим в зороастризме, в празднике Мехраган, посвященном Митре.
Айда Хедер Наби и Хедер Айлас каждый год празднуетс в
честь этих святых, именем которых назван: Хедер Наби считается покровителем
влюбленных и исполняет заветные желания, а Хедер Айлас защитником больных,
путников и заключенных. Отмечается в первуюпят ницу февраля по старому стилю,
ему предшествует трехдневный пост. Один из самых любимых и радостно
отмечаемых праздников у езидов.
Айда Беленде празднуется зимой, некоторыми йезидами в
декабре, другими в январе. Это день памяти умерших. Во время этого
празднования разжигают костры и прыгают через них. Еезиды Армении и Грузии не
отмечают этот праздник. Айда Челе Зевестане праздник отмечается в январе,
после окончания зимнего сорокадневного поста (с 13 декабря по 21 января по
восточному календарю).
Езидизм это уникальнейшая немиссионерская религия, с
многочисленными и порой обременительными ограничениями и предписаниями, ритуалами,
постами и пищевыми запретами.По возможности йезид должен совершить
паломничество к святым местам. Сейчас в связи с проживанием многих езидов
далеко от святых мест, часто совершение паломничества не представляется
возможным для каждого езида.
А может с Букваря как в той песне? А может с мамы? Или с папы...а может
воспоминаниями о первой любви? Все может быть! С каждой из этой может
быть...но в то же время одного "этого" тоже для такого чувства как
Родина мало. Чего то всё же тут еще не хаватает?! А с другой стороны:
Оно мне надо! Об этом то думать?
Эх Вася надо...надо...прежде всего
потому что ты не просто Вася или Ваня, а ты Мсто. Вот вот! Именно такому
Мстою и надо...вроде хочется этой Родины нам Мстоям и Файзоям...Не было
её у нас. Всё по чужим углам жыли. То у Турков, то у Армян, то у
Грузин...Вот бы своей Родной заиметь!
Ех друг Мстуля...давай ка
проанализируем: нужна ли она? Родина то... Оно спервого взгляда так
важно. А с другой стороны если вот так начать пересчитывать всё то что в
основе её лежит, то вроде и ничего особенного там и не находится. "Но
ведь сушествует же это чувство у сотен других народов"- вопит во мне
Мсто. "Мы что самые умные! Ты Алекс напрягись и поймёшь."- утверждает во
мне моё второе этническое Мсто.
Ну ладно тебе Мсто, шас напряжёмся.
Ну
давай посмотрим на массу. Она ведь и есть носитель этого...назовём его
чувства, чувства Родины. Хотя оно и может быть родиной одного
человека...она так и есть для каждого ЕГО Родина, но в понимании
государственном, культуральном - это всё же понятие рождаемое внутри
сообшества, т.е. группы.
Значит вот группа у нас имеется. Это те кто
где то имеют Родину... Пусть это где то будет территориальной
реальностью. Вот эти товариши на этой территории чувствуют себя Дома,
вроде это и есть доступное понимание Родины. Похоже оно на некое обшее
чувство единности и комфортности. Не то что бы Родина это всегда такое
благодатное и зажравшееся окружение, и главное что это почти всегда
неочень сытое понимание для индивидуума в частности.... Я вроде как то
раньше объяснял, что оно,Родина, Патриотизм, так нужно той правяшей
сволочи, что толкает индивидуумов на войны и вё этакое где ради важности
зашиты Родины, он этот индивидуум должен возгореться чувством
значимости Родины и попереть на войну или терпеть недостаток и
унижения... Так что оно, этако "прикладное" значение Родины, просто и
понятно...Иначе ведь никто всего тяжелого терпеть и исполнять не
пожелает. Очень похоже и главное -чистая правда, знакомая со
Салтыкова-Шедрина времён...
Вернёмся к понятию группы и Родины. Как
мы можем понять в группе раздлеленны роли...Хотите вы или нет вам
выделенна судьбою роль и вы её исполняете. конечно слово судьба очень не
научно и поетому следует его заменить на такое обяснение как роль
опредлённая для вас остальными членами группы. Для простоты представьте
себе этакое вакантное и очень "хлебное" место. Вроде группа в целом
полна дворниками, рабочими, крестянами, а вот место это, где так просто
сидеть надо и почти ничего не делая "разрешённо" красть по немножку.
Вот такое никем не занятое место.... Хммммм не келеется оно....такое
предположение, даже теоретически не соответствует здравому смыслу, а
если быть точнее: нашему с вами опыту. В реальности такое место всегда
конкурентно и не так просто доступно. И конкуренция между членами группы
на такое халявно-прибыльное место убийственна, т.е. давление группы на
тех кто хочет туда, на это место, тоже очень высокое. Оно всё это как бы
тоже не ново и ясно.
Что часто забывается при этом так - это
наличие внешних стенок в этакой ёмкости, где все эти страсти-мордасти
членов группы в борьбе за "хорошие" места происходят. Это вроде
клустеров( отсеков) куда выдавливаются самые "текучие" кадры. Остальные
же выдавливаются в промежутки где они способны выжить и неразрушится от
всех страстей перепадов в давлении за "класное, хорошее". Вот в такие
места осадники и выбиваются, выдавливается каждыи из нас. Часто наше
положение определяется борьбой не в нас, а вокруг нас.
Ладненько
тоже вроде понятно... Значит группа тут, давление, перетекания из одного
места в другое...из хорошего в плохое или наоборот. Одно не ясно:
происходит всё это ешё в понятии Родина или это просто Суровая
реальность. Что обшего от всего этого выдавливания и урывания с понятием
Родина? Вроде ничего...Только вне сомнений оно всё это разыгрывается в
рамках того пространства, что называется Родиной. А может для простоты
назовём Родиной тот минимальный пакет благ который самый самый мелкий
сморчёк на этой территории может безболезненно и на халяву получить? По
большому это было бы правдой...но никто так это не захочет видеть!
Следовательно это тоже не так. Масса людей любят свою не очень и добрую
Родину...иначе вроде и жизнь не стоило бы давать са Сталина,
Романовскую немчуру...
И всё же, как ни крути, но кажется Родина
объеденяет группу в народ. Очень важное это дело! Мы фактически тут
постулируем то, что народ образуется с момента появления обшего чувства
Родины. И ешё важно именно это определение: Чувство Родины.
Родина есть чувство. Родины в реальности, в материальном представлении нет. Это чистой воды эмоция.
Народность
и Родина... мы как то быстро тут проложили значение и необходимости
Родины для воникновения народа. Правдив ли наш постулат? Есть ли народ
без Родины? конечно просто сразу же сказать: Да! Сотни народностей сидят
расфассованными по государствам, где они являются не преимушественной
народностю и всё же остаются самобытным народом... Что то тут не так!
Или Родина тут иначе трактуется или я где допускаю ошибку...
Давайте
подумаем снова о Родине, как о чувстве и не как о территории... Вот тут
оно наверное и есть решение. Родина это обшее чувство единности,
схожести в группе людей. В реальности каждый народ имеет Родину. Нет
народности без Родины. То что создаёт народ из группы разношёрстных
спутников и есть Родина.
Масса исторических моментов доказывают что
превестником развала государств было потеря чувства Родины. После этого
население секвестируется по новым группам по признакам с хожести, и в
конце концов государства, империи разваливаются на новые образования, на
новые народности с их чувствами Родин.
Одной из причин Балканской
трагедии можно с уверенностю назавать именно это отсутствие
объеденяюшего чувства Родины. Оно у них никогда и небыло. Вот и остались
они разными народностями с соответствуюшим разным создаюшим их началом -
разной Родинной.
Забавно и интересно тут и другое- непрямая
зависимость от территорриторий. Вроде получается что Родина и територрия
часто это искусственно и примитивно соединяемые понятия. Вот Карабах
например достаточно долго был частю Азербайджана...и что? Как были
армянами так и ими остались. Сравним с курдами в Азербайджане...Ау где
вы Курды? нетууууу...исчезли...ассимилировали. Почему такая разная
судьба? Можно и тут конечно шипеть про происки соседнего армянского
государства...Только глупости всё это! Армяне в Карабахе, точно так же
как в Апшероне и в ряде других очень далеко находяшихся от Азербайджана
городов типа Бейрута, чувствуют себя Армянами, а не гражданами Армении.
Армения при этом - это второстепенно. У курдов этого небыло.
Для нас
Езидов и следовательно для нашего Мсто - это архи важно. Быть Езидом,
чувствовать себя народом Езидским и означает иметь Родину!
Наше
понимание принадлежности к Езидам, благостное чувство от этого в
реальности и есть то эфимерное понимание и определени субстрата Родины.
Мы
только потому Езиды, что мы имеем Езидскую Родину. Иначе можно - это
выразить так : "Мы Езиды благодаря нас обеденяешему чувству
принадлежности к Родине Езидов."
Тут же важно подчеркнуть и опасность
размывания этого чувства. Снижение критериев принадлежности к группе.
Размывание условий принадлежности к группе, за счёт расширения
возможностей быть иначе, например считать себя курдом и езидом, означает
покушаться и подрывать основы Родины. Ведь для многих езидов слово курд
совершено лишенно привелекательности и заставляет их негативно
напрягаться при аксептации понятия курд-езид. Этот момент дезинтегрирует
чувство, а значит и само сушествование Родины и с ней связаннои
"народрождаюшей" силы.
Так что друг мои Мсто. Если ты хочешь иметь
Родину...оглянись на своих Езидских братьев и сестёр и ты поймёшь, что
ты уже в ней. Оглянись и пойми что становится ешё кем то, что бы быть
счастливым Родиноносцем, уже и не нужно. Двух родин не бывает.
Сам собой напрашивается вопрос: каким образом
курды могут причислять езидов к своим этногенетическим корням и считать
их своей этногруппой, если с 1832 года езиды были подвергнуты наиболее
жестоким преследованиям со стороны курдов, намеревалось полное их
уничтожение? Несмотря на героическое сопротивление езидского народа, в
1832 году наследный курдский правитель Ботана Бедир-хан Бег захватил
езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега - лидера
езидов и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены
дотла районы в области Шейхана, которые, в основном, были заселены
езидами; курды-мусульмане совершили беспрецедентную резню своих
«собратьев» езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности,
позаимствовав это у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды рекиТигр. Те, которые не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты. 1832-1833 гг. наследный курдский правитель Равандуза Мухамад, атаковал Езидов в области Анкары.
После совершённых массовых убийств в верхней области Заба, он покорил
Анкару. Правитель Анкары - Исмаиль Паша, должен был уйти высоко в горы
Зикар.1833-1834 гг. после
завоевания части Ботана, Мир Мухамад атаковал и убил много езидов
Шенгала. И как не прискорбно, но до сих пор в Ираке происходят
безпрецендентные акции истребления езидов, взрывы в районах их
проживания. Это вызвало массу волнений и привело к тому, что
Американские сенаторы, встревоженные вынужденной миграцией езидов из
Ирака в Европу и другие страны, обратились к американскому президенту с
просьбой обеспечить безопасность езидскому народу и наказать виновных….
Есть много других неоспоримых исторических фактов и доказательств,
подтверждающих непринадлежность езидской нации к курдам, начиная с
самых истоков Шумеро-аккадского государства, от которого мы и проведем
тонкую нить езидской истории, от времен адаби и по сегодняшний день,
доказывающих этнонезависимость езидского народа.... ....
Езиды - дружеский и очень гостеприимный народ, который всегда готов
защищать интересы своей новой родины - России. Езиды, как никакая
другая национальность, заинтересованы в том, чтобы Россия была
процветающей страной и стабильным, мощным и сильным государством...
Боже,дайте Ваше
благословение
семидесяти двум народам,
Дайте это восемнадцати тысячам существ,
И затем дайте также езидам.
Основной принцип езидов: «Езидом не становятся-Езидом рождаются». Езидский народ прошёл
суровый путь в истории человечества, начиная с Шумерских времён,
заканчивая приходом Христианства и Ислама.
Но езиды всегда
верили в Единого Бога и его наместника Таус Малака - создателя Вселенной
и Семи его ангелов, во главе с Шихади, которые правят 7 (семью мирами).
На протяжении многотысячной истории предводителями езидов были
представители духовного мира – Шехи и Пиры во главе с семьей Халифатов в
Святом Лалеше.
По Писанию езидского вероисповедания и в
молитвах даётся чёткое и ясное объяснение о том, что вера Шарфадин - это
изначальная вера человечества, которая дошла до наших дней благодаря
народу Таус Малака- создателя Семи святых ангелов во главе с Шихади,
которые правят как на небесах, так и на земле. Шихади и Семь его ангелов
по веленью Таус Малака спустились на место святого Лалеша и сотворили
там храм, что послужило началом сотворения неба, земли, всего живого и
не живого. По Божьим канонам, передалась душа и был сотворён Адам.
Согласно веры Шарфадин Адам - последний Божий Ангел, всё остальное
человечество считается его потомками.
В езидских религиозных преданиях упоминается образ петуха (dîk). В
центре многих традиций мифологический образ петуха связан с солнцем. Так
петух является символическим животным во Франции, этот символ
заимствован из древнекельтской культуры галлов. В 18 главе
"Videvdat"(9),одной из священных книг зороастризма под собирательным
именем "Avesta", посвящены хвалебные стихи петуху, как противнику
отрицательного духа лени.Образ петуха в большинстве преданий связан с
божествами зари и тесно связан с солнцем, следовательно, с небесным
огнем.......
Я по национальности езид, религия езидизм.
Езиды и езидизм до сих пор остаются загадкой по своему происхождению и
основам вероучения.
Езидизм резко отличается от других религий не только тем, что религия и
народ носят одно и то же название, но и количеством божеств, которых
езиды почитают. Почитание одновременно и единного Бога, и общеизвестных
трёх основных божеств пантеона семи божеств делают езидизм совершенно
самостоятельной, особой и неповторимой религией.
Исторической родиной езидов считается север Междуречья, т. е. север
современного Ирака - районы губернаторства Ниневия (Мосул), Эрбиля,
Духока, Захо. Основная масса езидов проживает в горных районах Синджара и
не далеко от Мосула в деревнях. Вмалом количестве езиды проживают в
Сирии, Турции и Иране. Из-за репрессивных мер властей по отношению к
езидам они были вынужденны эмигрировать из этих мусульманских стран в
бывший СССР и страны Европы и поселиться среди христиан.
Как известно, эпоха Османской империи славилась своей жестокостьюпо
отношению ко многим народам и религиям. В отношении езидизма она
проявила себя особенно безжалостно и беспощадно, ибо езиды, по мнению
мусульман, не относились к "ахл-уль-китаб", т. е. не были как христиане,
мусульмане, иудеи последователями религиозного учения, в основе
которого лежало признаваемое другими народами священное Писание.
История знает не мало фактов жестокости османцев по отношению к езидам.
Преследование езидов, начавшееся с момента появления и распростронения
ислама и длившееся вплоть до наших дней, нанесло огромный урон езидскому
народу. На этой бесчеловечной арене менялись только исполнители, а
причина преследования оставалась та же - неприятие езидами ислама.
Основными методами, которыми осуществлялись эти преследования, были
погромы, резня, убийства и насилие. Очень часто инициаторами
антиезидских экзекуций являлись курдские высокопаставленные лица.
После неоднократных столкновений с турками часть езидов в середине ХIХ
века, спасаясь от преследований турок и некоторых племён курдов,
состоявших у них на службе, была вынуждена покинуть свои жилища и
эмигрировать в Закавказье, где поселилась в Армении и Грузии.