Со времен Средневековья курды – как мусульмане, так и
езиды – проживали в Кавказском регионе. Единичные курдские племена
езидов были замечены в Закавказье в 18 столетии. В 1770-х годах король
Грузии Иракли II предпринял попытку установить диалог с езидами,
используя в качестве посредника ассирийского архиепископа Исайю. Иракли
II передал через Исайю письмо, адресованное лидеру езидов Чобан-Ага, в
котором он предлагал езидам вступить в немусульманский союз с армянами и
ассирийцами против османского султана.
Более массовая миграция езидов в Закавказье
наблюдалась во время и после Крымской войны (1853-1856) и
Русско-Турецкой войны в 1877-1878 гг. Во второй половине 19 столетия
езиды жили в таких поселках Армении: Мирек, Курабогаз, Джарджарис,
Чобанмаз, Курдский Памб, Большая и Малая Джамушлу и Корубулаг. Жители
этих поселков пришли, в основном, из Турецкой Империи в период с 1830 по
1877 гг. Известно, что в двух езидских селениях – Байзиз и Сичалу –
была 41 семья.
Тем не менее, в начале 20-го столетия большинство
современных езидов поселилось в Армении и Грузии в результате
религиозных гонений со стороны турецких властей и местных исламских
организаций. Эти езиды прибыли из районов Вана, Байазида, Карса и
Сурмалу. Так как езиды были сельскими жителями, они селились, в
основном, в заброшенных и безлюдных деревнях Армении, хотя в Грузии они
находили пристанище и в городах – сначала в Тбилиси, а затем также в
Телави и Рустави. Обычно мигранты переселялись из одного поселка в новый
вместе, в то время как в городах сородичи или собратья проживали на
одной улице. Согласно последним советским данным, в Грузии и Армении
проживало около 90,000 езидов.
Как известно, Лалиш в Иракском Курдистане -
единственное священное место езидов. С тех пор, как кавказские езиды
были отрезаны от их исторической святой земли, они осуществляли свои
религиозные служения в домах их духовных лидеров от шейхов, которые, в
свою очередь, посещали своих мирян (Миридов) во время религиозных
праздников. Не удивительно, что жизнь и обычаи езидов подвергались
определенному влиянию со стороны христиан (армян и грузин).
Можно сказать, что на протяжении советского периода в
истории Грузии и Армении, то есть с 1921 по 1991 гг., девяностотысячная
община езидов наслаждалась относительно благоприятной и культурно
насыщенной жизнью. В то время как при Сталинском режиме мусульманские
курды были переселены из Советско-Турецкой пограничной зоны в
Центральную Азию и Сибирь, езидам было разрешено остаться и разделить
ежедневную жизнь с народами Грузии и Армении, также как и с другими
национальными меньшинствами, включая азербайджанцев, русских, украинцев,
греков, осетинов, евреев, абхазцев, ассирийцев, татар и немцев. Более
того, иногда езиды и представители других национальных меньшинств
подвергались позитивной дискриминации с целью повышения их
образовательной и политической активности. Конечно, такому развитию
способствовало известное кавказское гостеприимство и советские
идеологические предпосылки к интернационализму. Все резко изменилось
после распада СССР. Пока крупные этнические группы в бывших республиках
(пере)устанавливали свой суверенитет и начинали внедрять
национально-ориентированную экономику и политику, национальные
меньшинства стали беззащитными среди националистической пропаганды и, во
многих случаях, гражданских войн.
Таким образом, в Грузии и Армении возникли крупные
вооруженные конфликты. В Грузии произошли столкновения в автономных
регионах Южной Осетия и Абхазия, а также между сторонниками и
противниками бывшего президента Звиада Гамсахурдиа. Конфликт вокруг
Нагорного Карабаха, территории Армении на границе с Азербайджаном,
непосредственно коснулся Армении. Из-за этой ситуации многие люди
покинули и Грузию, и Армению в поисках более безопасных мест: евреи
отправились в Израиль, немцы – в Германию, греки – в Грецию,
азербайджанцы, армяне, русские и украинцы, соответственно, в свои
республики. Даже меньшинства без независимых государств смогли найти
относительно мирный прием со стороны своих этнических собратьев (южные
осетины – в Российской Северной Осетии) или наций с такой же религиозной
принадлежностью (мусульмане – на Северном Кавказе и в Азербайджане).
Около 20,000 мусульманских курдов из Армении были,
так или иначе, приняты в Азербайджане и Центральной Азии благодаря
религиозной и культурной близости.
В результате, езиды оказались единственной этнической
группой, которой некуда было идти. Документально оформленные
анти-Кавказские действия Российских властей (к примеру, меры, принятые
мэром Москвы Лужковым) и подъем российского национализма, усугубленный
войной в Чечне, отняли у езидов единственное место, где они теоретически
могли бы быть приняты. Их этнические братья, курды, сами оказались без
государства, подвергались преследованиям, и ни одно другое государство в
мире не было заинтересовано в том, чтобы им помочь. Следует отметить,
что официальные власти Грузи во главе с Шеварднадзе и Армении во главе
сначала Тер-Петросяна, а теперь Кочаряна, были избраны демократическим
путем и пытались совладать с экономическим кризисом и политической
нестабильностью. В любом случае, бедность и высокий уровень
криминализации местных администраций причиняли вред обычным гражданам,
и, как это всегда было в истории, в первую очередь, беззащитным
представителям национальных меньшинств. Будучи не в состоянии преодолеть
ежедневные трудности, езиды продавали свои последние вещи и платили
контрабандистам в надежде, что европейское общественное мнение поймет их
просьбы о предоставлении убежища.
Их религиозные ритуалы и табу (такие как запрет
брака) не могли соблюдаться на их родине из-за малой численности
оставшихся представителей и невозможности посещать историческую родину в
Ираке. Так как группы езидов лучше всего обосновались в Германии, эта
страна является для них, как для общности, история которой насчитывает
несколько тысячелетий, последним шансом выжить. Подавляющее большинство
грузинских и армянских езидов хорошо образованы, имеют многолетний опыт
интеграции в христианские общества и не разделяют экстремистских мнений,
которые могут сделать их нежеланными гостями на Западе.