Пт, 23/08/19, 4:29:50 PM
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Сарhатие Ездия(История Езидов) [34]
Новость [18]
Поиск
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
К какой религии Вы принадлежите?
javascript:// javascript://
Всего ответов:: 315

Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2010 » Июль » 13 » ПАМЯТИ МАМОЭ СЛО
    11:54:02 PM
    ПАМЯТИ МАМОЭ СЛО

    22 июня, в Ярославле, скончался известный курдский певец, исполнитель народных песен, Мамоэ Сло. Это невосполнимая утрата для курдского искусства и культуры.

    Увы, зачастую мы начинаем по-настоящему ценить таких ярких людей только после их смерти. У певца Мамоэ Сло был воистину Божий дар. Известный курдский певец, Решидэ Басо, говорил о нём: «Сама Хатуна Ферхан (покровительница искусства в езидской религии, - ред.) одарила ему даром пения». Мамоэ Сло был большим мастером, обладавшим мощным природным голосом, естественной виуртуозностью исполнения, мудрым выбором песен, а также точной, очень бережной передачей как аутентичного текста, так и мелоса народной песни. (Последнее, в наши дни, неоценимо важно - особенно потому, что немалая часть современных певцов, даже вполне уважаемых, поступают с текстом и мелодиями народных песен на удивление вольно.)

    Но Мамоэ Сло был настоящим мастером, и потому песни в его исполнении получались безупречными - в том числе, с точки зрения их нативного звучания. Иначе и быть не может, ведь курдское искусство народных песен не терпит искажений.

    Даже среди известных певцов, Мамое Сло был и остаётся яркой звездой. Лишь единожды услышав его песни - такие, например, как «Сисиле», «Гелие кало», «Еме Гозике», «Чинар джане» - их уже невозможно забыть. Мамоэ Сло был настоящим народным певцом. Он мог петь часами, и ни одна из его песен не повторялась. При этом его голос становился ещё мощнее и чище.

    Этот любимый народом певец родился в 1941 году, в деревне Байсиз Талинского района. Надо сказать, что Байсиз (а также Сичанлу) были первыми езидскими поселениями на территории современной Армении. Жителям этих деревень удалось столетиями сохранять свой язык и культуру. В этих деревнях традиционно существовало высокое уважение к фольклору. Достаточно сказать, что известный исполнитель эпических песен, Агите Теджир, приходившийся дядей Мамоэ Сло, был родом из Байсиза, а Таарэ Агит, известный музыкант, играющий на свирели (блур), родом из Сичанлу.

    Когда Мамо был ещё ребёнком, его семья переехала в Эчмиадзинский район. Долгие годы Мамо работал контролёром на Ереванском рынке.

    Я познакомился с Мамо очень давно. Его старший брат, Лазгин, приходился зятем одной семье в нашей деревне, где у семьи Сло были и другие родственники, так что приезжали Лазгин и Мамо вместе довольно часто. Они, например, бывали гостями и на свадьбах в нашей деревне. Да надо заметить, что и растояние между нашими деревнями составляло всего 8-9 километров.

    Лазгин тоже был хорошим певцом, он даже и на свадьбах пел героические песни. А следует сказать, что у нас на свадьбах осмеливались петь только мастера. Но Лазгин так и не спел для Ереванского радио (имеется в виду Курдский отдел). Мамо научился многим песням именно у своего брата.

    В фондах Курдского отдела Ереванского радио сохранилось 12 песен в исполнении Мамоэ Сло. По сравнению с тем большим количеством песен, что он знал, это, конечно, очень мало. Но, слава Богу, сохранились хотя бы эти двенадцать, которые стали неоспоримым богатством курдского народа. Они могут дать достаточное представление о мастерстве этого талантливого певца.

    Мамоэ Сло был мастером героических песен. Но также, с большим мастерством, исполнял он песни эпические, любовные, лирические, свадебные (обрядовые). Он знал много бейтов (религиозные сказы, - ред.) езидской религии. Искуство Мамоэ Сло заслуживает самой высокой похвалы, но, чтобы наши читатели лучше представили себе мастерство этого певца, я раскажу об одном конкретном случае.

    В 1974-м году Институт Искусств АН Армянской ССР организовал Всесоюзную конференцию, посвящённую народной музыке. На неё прибыли участники со всего Союза и даже из-за рубежа. Доктор искусствоведения Нуре Джавари, читала доклад о курдской народной музыке. Для ознакомления аудитории с примерами курдкой музыки, она пригласила на конференцию Мамоэ Сло. Когда закончился доклад Нуре Джавари, Мамо пригласили на сцену.

    И Mамо начал петь. Его мощный голос наполнил собой весь зал Ереванского оперного театра. Все смолкли, в зале воцарилась абсолютная тишина. Звучал только голос Мамо. Он как-то легко затмил всех до него выступавших певцов.

    Рядом со мной сидел известный специалист по народной музыке, профессор из Грузии, Чхиквадзе. Когда Мамо закончил первую песню, он наклонился ко мне и спросил: «Какую косерваторию закончил этот курдский певец?» Я засмеялся и сказал: «У Мамо нет никакого музыкального образования. Он, наверное, даже нотной грамоты не знает. На Ереванском рынке он работает контролёром».
    «Это невозможно! - ответил профессор и покачал головой. - Человек без музыкального образования не может овладеть подобным мастерством». (Да, воистину так: мастерство Мамоэ Сло удивляло специалистов.) Когда Мамо закончил выступление, начались бурные овации.

    Я это событие никогда не забуду. То был настоящий триумф курдской культуры, курдской песни, курдского исполнения. И, кроме того, то была оценка мастерства Мамоэ Сло со стороны квалифицированных специалистов.

    Последный раз я увиделся с Мамоэ Сло в 1992-м году. На одной из Ереванских улицах он торговал мясом. Мы прихватили мясо и поехали с ним к одному из наших общих друзей. Несмотря на недавно перенесённый инфаркт, Мамо пел для нас допоздна.

    Это был скромный, гостеприимный, дружелюбный человек, настоящий патриот своего народа, всячески старавшийся сохранить родной язык, культуру и традиции.
    Мамоэ Сло оставил после себя прекрасные обрацы исполнения курдских песен. Благодарная память о нём будет жить вечно в сердцах тех, кому по-настоящему дорога курдская культура.

    Тосинэ Решид
    Июль, 2010 г.


    P.S.: Езидское общество «Ронаи» в Нидерландах выражает огромую благодарность Тосинэ Решиду за предоставление статьи «Biranina Mamoe Silo» на русском языке.

    Категория: Новость | Просмотров: 2786 | Добавил: Ezid-aLone | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]