Езиды - древнейшие жители Востока. Их исторической колыбелью
является Верхняя Месопотамия. История езидов и езидизма, одной из
древнейших религий мира, насчитывает свыше пяти тысяч лет. Главная
культура религии - Солнце, которое берет свое начало с времен Шумера,
Вавилона и Ассирии. НЕсмотря на то, что езиды являлись монотеистами -
последователями единобожия, на протяжении всей своей истории они были
гонимы. Их подвергали насильственной ассимиляции и мусульмане, и
христиане, заставляя отвергнуться от своей веры.
В результате череды русско-иранских и русско-турецких войн в начале
девятнадцатого века часть езидов, проживавших в Ванской, Эрзерумской и
Карсской губерниях Турции, оказались в составе Российской Империи. И
добровольно приняли подданство России.
Помимо преклонения богу - "Хаде", езиды почитают еще 7 ангелов.
Езиды в Солнце видят отражение божьего луча и ему приписывают
магическую, всеочищающую силу. Они заявляют, что они народ "Шамса", и он
является их ангелом-хранителем.
Особым почтением и поклонением пользуется духовный очаг Джетаяр -
очаг Ато. Этой семье приписывают чудотворно - магическую силу
вылечивания эпилепсных заболеваний. Этот очаг и ныне авторитетен в
народе.
Езиды также почитают Иисуса Христа. Они говорят, что Исса (Иисус) -
нура хадейэ - Иисус свет и дух божий.
Езидам, за отсутствие своей святыне по месту жительства, разрешалось
посещать христианские церкви и святыни, и зажигать свечи во имя святых.
Церковь - это храм Божий, утверждают езиды.
Уникальная религия езидов, как признают ученые востоковеды, является
"Тайной - тайн" востока. Она насчитывает 50 столейтий.
В удивительно быстром распространении магометанства способствовал
военный фактор принуждения. Путем насилия насаждали свою религию и среди
тех народов, которые за несколько столетий до магометанства признавали
принцип единобожья. В Месопотамии - Аздании оказывали упорное
сопротивление в насаждении ислама. Насилие принимало все более жуткие
формы. Непокорных истребляли, деревни предавали огню.
Езиды, повсюду гонимые, были лишены возможности построить свой
второй "Лалеш", т.е. приход или молитвенный дом. Поэтому по традиции они
посещают дом - очаг своего духовного брата, избранного им самим. В
определенные дни посещают дом своего духовного брата, преподносят
подношения, пожертвования. Это дар приносимый господу - богу, через
духовное лицо. Личность и дом - очаг духовенства считается
неприкосновенным.
В свою очередь духовное лицо обязан научить своего прихожанина
клятве - "Шадати", гласящей о его принадлежности к езидской вере. Каждый
езид обязан знать наизусть эту клятву - молитву. Духовное лицо обязан
принимать активное участие во всех траурных и свадебных мероприятиях.
Присутствовать на панихидах, ночевать у гроба покойника, совершать
траурные обряды и ритуалы, совершать омовения покойника, присутствовать
при предании земле и прочитать молитву погребения чтобы обеспечить душе
покойника покой в подземном царстве. На свадебных торжествах, молитвами и
хвалебными одами, благославлять новобрачных.
Во время жертвоприношения, духовное лицо обязано лично заколоть и
благословить жертву - скот. Тяжким преступлением, для езида, считается
убийство, воровство, ложь, поругание святых и святых мест. Езиды никого
не принимают в свою веру, они утверждают, что езидом надо родиться.
Как явствуется из архивных материалов, предводители и духовенство
езидов неоднократно стремились установить контакты с наместниками
российского царя в Закавказье и грузнским царем, с просьбой взять их под
свое покровительство. В 1870 году один из представителей езидов -
Чобан-Ага с письмом обратился к грузинскому царю Ираклию Второму. Он
просил взять под свою опеку езидов - немусульман, которые на протяжении
тысячелетии, несмотря на угрозы и военные принуждения, были несгибаемы и
по сей день преданы религии предков.
Вождь обещал признать грузинского царя царем езидов и в письме
клялся, что ополчение езидов, по первому же требованию царя Ираклия
Второго, будет участвовать в боях против турок. Как явствуется из
архивных материалов, царь Грузии письменно ответел Чобан-Аге, в ктором
отмечал, что из-за существующих в стране проблем, пока не в состояни
оказать поддержку.
В 1874 году представители авторитетных племенных объеденений
обратились с письмом к наместнику русского царя и Главнокомандующему
российских войск в Закавказье - генералу Лорису Меликову, с просьбой
дать возможность езидам, преследуемыми мусульманскими фанатиками по
религиозным мотивам, пересилиться из Турции в Карсскую область,
находящейся под протекторатом России. Не дождавшись ответа, Амар-Ага с
родственником перешли Российско-Турецкую границу. Русские пограничники
их задержали, несмотря на приведенные устные доводы их поместили в
темницу, подозревая в шпионаже. Им объявили, если их миссия о помощи не
подтвердится, то их расстреляют как турецких лазутчиков. Больше месяца
их держали в темнице. Убедившись, что они действительно гонимы из-за
своей веры, их освободили, обещав поддержку. Пограничникам были даны
указания, о содействии езидским беженцам при переходе через границу.
В условленный день на рассвете, под предлогом выхода на кочевье,
езидские беженцы бросились к границе России. Опомнившись, турецкие
пограничники, бросились в погоню. Беженцы, оставив скот и скарб с боями
отходили к русским казакам, которые спешили к ним на помощь. При
появлении русских казаков, турки прекратили преследование. Беженцам
разрешили разместиться в 16 селах Карсской области. Организатор и
руководитель этих событий Амар-Агае, русскими властями официально был
признан беком и руководителем езидов Карсской области.
Наконец сбылась заветная мечта, части езидского народа, при
содействии России достичь мирной жизни. Беженцы стали заниматься
земледелием и разведением скота. Разразилась перва мировая война.
Начались военные действия между Россией и Турцией. Несмотря на
значительные успехи на Кавказком фронте, русские войска, согласно,
Брестскому миру, были вынуждены отступать оставляя земли заселенные
езидами.
Ополчение езидов во главе с Джангир-Агае вело успешные бои с
турецкими войсками. Он особенно прославился в боях за оборону райцентра
Армении - Сардарабада, безуспешно осаждаемого турецкими регулярными
частями. Джангир-Ага за свои боевые подвеги и военную доблесть, еще при
жизни, народ признал его национальным героем. О его подвигах
складывались песни которые в народе поются и по сей день.
Государственного образования у езидов нет. Но на уровне
национально-культурных центров в семьях делается все, чтобы дети
говорили на родном языке, соблюдали свои обычаи и культурные традиции.
Сейчас готовится учебник для первого класса по изучениню езидского
языка. И планируется в школах, где учится много детей езидов, открывать
факультативные занятия по изучению родного языка. На территории
Российской Федерации открылись 14 общественных национально-культурных
центров "ЕЗИДЫ". Российские этнографы за время существования СССР, а
затем и РФ твердили, что езиды - это не народ. Много пришлось затратить
сил, энергии и времени на то, чтобы собрать соответствующие документы,
свидетельства из архивов разных стран. Результатом этих грандиозных
трудов стал документ, пришедший из Госкомстата России на имя
председателя общественной организации национально-культурного общества
"Езиды" Пивази Гочи Аскаровича
103132, Москва
Президенту РФ
КРЕМЛЬ
Путину
В.В
Уважаемый Владимир Владимирович!
К вам обращается многострадальный народы "езиды" как к гаранту
конституционности и правопорядка помогите восстановить социальную
справедливость и дать нам право на полноценное существование.
Мы есть фактически, признаны юридически, но мы хотим официально
знать сколько нас, хотим после переписи 2002 года чтоб в официальных
изданиях мы наименовались нашим исконным именем "езиды".
Владимир Владимирович помогите нам, дайте восторжествовать
справедливости право и закон на нашей стороне. Конституция гарантирует
нам право на самостоятельный выбор и указание своей национальности,
более того во всех документах удостоверяющих личность, паспорта (старого
образца), свидетельство о рождении, в/билеты и т.д. в графе
национальность у нас написано "ЕЗИДЫ"
Уважаемый Владимир Владимирович вы наша единственная надежда и
опора.
С уважением Председатель общественной организации
национально-культурного общества "Езидов" Пивази Гоча Аскарович.
Езиды - дружеский и очень гостеприимный народ, который всегда готов
защищать интересы своей новой родины - России. Езиды, как никакая другая
национальность, заинтересованы в том, чтобы Россия была процветающей
страной и стабильным, мощным и сильным государством.